Коллективная память о победе в Великой Отечественной войне в сознании больших групп общества (к 70-летию Победы) | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Коллективная память о победе в Великой Отечественной войне в сознании больших групп общества (к 70-летию Победы)

Емельянова Татьяна Петровна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Проведенное исследование посвящено изучению содержания и структурной организации представлений коллективной памяти нескольких социальных групп российского общества о Великой Отечественной войне. Совокупная выборка за два года реализации проекта составила 350 человек из различных возрастных групп. Изучены способы ознаменования Победы: общественные события, художественные фильмы, школьные учебники, интернет-проекты, характер чествования ветеранов и т.п. На основе контент-анализа ответов были выявлены основные характеристики образов Победы в Великой Отечественной войне, а также роль различных источников в формировании этих представлений. Определено, что центральным общественным событием, формирующим образ Победы у представителей всех социальных групп, является Парад Победы 9 мая. При этом трактовка этого события не всегда однозначна – если представители группы неработающих пенсионеров видят в нем позитивное событие, проявление уважительного отношения к ветеранам и напоминание о празднике окончания войны, то группа работающих взрослых отмечает нерациональное использование финансовых ресурсов, которые можно было бы потратить на улучшение быта ветеранов, а студенты зачастую видят в парадах 9 мая лишь формализм со стороны устроителей и участников. Респонденты уделяют должное внимание фильмам о войне и считают их важным способом передачи следующим поколениям знаний о войне, ее цене и событиях. Наиболее важным в таких фильмах респонденты группы неработающих пенсионеров считают патриотизм и готовность к самопожертвованию у главных героев, работающие взрослые отмечают, что эти фильмы, прежде всего – напоминание всем о том, как важно не допустить войны, о том, какой страшной трагедией стала война для каждой семьи. Студенты же ищут в фильмах о войне достоверную информацию о событиях тех лет, а также образцы поведения их ровесников в суровых и экстремальных условиях. Проведенное исследование показывает, что взгляды на образ Победы и на способы ее ознаменования различаются у представителей социальных групп. Тем не менее, остается очевидным интегрирующий характер воспоминаний о событиях войны и необходимость более детального изучения представлений о ней в обществе. При помощи кластерного анализа оценок блока утверждений выявлены пять типов респондентов, с различными представлениями о Победе в войне и ее событиях: «Гуманист», «Сталинист», «Соглашатель», «Государственник» и «Скептик». Обнаружены общие, разделяемые всеми респондентами элементы представлений коллективной памяти и спорные темы, дифференцирующие респондентов по различным типам. Определены социально-демографические и социально-психологические различия между типами респондентов. Обнаружено, что среди «Сталинистов» и «Государственников» преобладают мужчины, а среди «Гуманистов», «Соглашателей» и «Скептиков» - женщины. Высокий доход характерен только для «Скептиков», среди них исключительно лица с высшим образованием. Ниже среднего доход у «Соглашателей» и «Государственников». Высшее образование характерно для типов респондентов «Скептик» и «Сталинист», в других типах в равной степени встречаются респонденты с высшим и средним специальным образованием. Обнаружен ряд возрастных различий между представителями разных типов: самая старшая группа («дети войны», 71-86 лет) преимущественно составляет четвертый тип, группа более молодых пенсионеров (56-70 лет) разделилась и относится частично ко второму типу и на 45% - к третьему типу. Группа среднего возраста (37-55 лет) на 65 % составляет первый тип, а молодежь (19-36 лет) – пятый. Все типы респондентов признают, что гордятся победой в войне, согласны с тем, что ветеранам войны необходимо обеспечить более высокий уровень жизни, чем сейчас, а также считают, что важнейшие итоги войны – сохранение суверенитета страны и уничтожение фашизма. Результаты обнаруживают наиболее спорные моменты в социальных репрезентациях – оценку политики И.В. Сталина, оправданность/неоправданность жертв войны, адекватность/неуместность сегодняшних способов чествования победы в войне. Выявлен глубинный, эмоциональный уровень представлений с помощью метода психологического рисунка и поверхностный, рефлексируемый уровень с помощью метода ассоциаций. Результаты продемонстрировали, что разделяемое содержание представлений коллективной памяти о победе в Великой Отечественной войне соответствует официальной точке зрения на это событие. Ядро представлений составляют позитивно окрашенные элементы, связанные с гордостью, ликованием в связи с победой, благодарностью героям войны и признанием величия народа-победителя. Негативно окрашенные элементы, связанные с горечью утраты, лишениями военного времени оказались лишь в периферии представления. Примечательно, что в структуре и содержании представлений у респондентов разных типов принципиальных различий не было обнаружено. Восприятие войны через призму образов художественных произведений, песенных образов вполне соответствует сочувствующему, эмоциональному отношению этого типа респондентов к событиям и жертвам войны. Подобная однородность содержания представлений, полученная с помощью метода ассоциаций, позволяет сделать вывод о том, что его содержание является общепринятым и разделяемым большинством респондентов. Результаты исследования убедительно показывают, что Победа в Великой Отечественной войне остается значимым элементом построения позитивной социальной идентичности для представителей всех возрастных групп. Абсолютное большинство респондентов демонстрируют убежденность в том, что, несмотря на ее «высокую цену» победа в войне остается героическим событием, требующим должного ознаменования и достойной передачи памяти о ней последующим поколениям. По теме проекта подготовлены доклады на трех конференциях («Ломоносов–2014 » в МГУ 7–11 апреля 2014г; V социологическая Грушинская конференция «Большая социология: расширение пространства данных» в ВЦИОМ 12-15 марта 2015г., «Ломоносов–2015 » в МГУ 13–17 апреля 2015г ). Результаты исследования отражены в 8 публикациях (из них две статьи в журналах, рекомендованных ВАК и 1 статья - в журнале, индексируемом в SCOPUS), включая электронное издание: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/2/Emelianova_Misharina_Great-Patriotic-War-Representations/.
ЦИТАТА
Емельянова, Т.П. Коллективная память о победе в Великой Отечественной войне в сознании больших групп общества (к 70-летию Победы) / Т.П. Емельянова отчет по НИР № 14-36-01021 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Емельянова Татьяна Петровна

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

207
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ SOCIAL REPRESENTATIONS КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2014 год

2015 год

2016 год