Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп

Емельянова Татьяна Петровна, Мишарина Анна Владимировна
Знание. Понимание. Умение ВАК IF 0,611
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 9
АННОТАЦИЯ
В статье изложены результаты поискового этапа исследования, посвященного изучению различных способов меморизации Великой Победы: общественные события, художественные фильмы, школьные учебники, интернет-проекты и т. д. Исследование проводилось методом структурированного интервью. На основе контент-анализа ответов 50 человек, представляющих три социальные группы общества (студенты, неработающие взрослые и неработающие пенсионеры), были выявлены основные характеристики образов Победы в Великой Отечественной войне, а также роль различных источников в формировании этих представлений. Определено, что центральным общественным событием, формирующим образ Победы у представителей всех социальных групп, является Парад Победы 9 мая. При этом трактовка этого события не всегда однозначна: если представители группы неработающих пенсионеров видят в нем позитивное событие, проявление уважительного отношения к ветеранам и напоминание о празднике окончания войны, то группа работающих взрослых отмечает нерациональное использование финансовых ресурсов, которые можно было бы потратить на улучшение быта ветеранов, а студенты зачастую видят в парадах 9 мая лишь формализм, неискренность и фальшь со стороны устроителей и участников. Респонденты уделяют должное внимание фильмам о войне и считают их важным способом передачи следующим поколениям знаний о войне, ее цене и событиях. Наиболее важным в таких фильмах респонденты группы неработающих пенсионеров считают патриотизм и готовность к самопожертвованию у главных героев, работающие взрослые отмечают, что эти фильмы прежде всего - напоминание всем о том, как важно не допустить войны, о том, какой страшной трагедией стала война для каждой семьи. Студенты же ищут в фильмах о войне достоверную информацию о событиях тех лет, а также образцы поведения их ровесников в суровых и экстремальных условиях. Исследование показывает, что взгляды различаются у представителей социальных групп. Тем не менее остаются очевидными интегрирующий характер воспоминаний о событиях войны и необходимость более детального изучения представлений о ней в обществе.
ЦИТАТА
Емельянова, Т.П. Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп / Т.П. Емельянова, А.В. Мишарина. // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 4. – С. 220-229
АВТОРЫ

Емельянова Татьяна Петровна

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

196
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ SOCIAL REPRESENTATIONS КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2016 год

2014 год

2017 год

2020 год