АННОТАЦИЯ
Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 и изначально интерпретировался как социальная детерминация перцептивных процессов, однако позднее под социальной перцепцией стали понимать процесс восприятия социальных объектов в социальном контексте: других людей, социальных групп, больших социальных общностей. В узком понимании термин означает восприятие одним человеком другого. «Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков» (Андреева, 1997, с. 120). В социальной психологии также можно встретить понятие «перцептивная сторона общения». Здесь речь идет уже о познании другого человека. Проблеме восприятия и понимания человека человеком посвящены многочисленные работы А.А. Бодалева. Процесс восприятия человека человеком, по мнению А.А. Бодалева, имеет познавательную и эмоционально-волевую стороны. Достоверность информации о другом человеке зависит от особенностей личности воспринимающего, воспринимаемого и условий, в которых происходит восприятие. В ходе реализации проекта были уточнены условия и детерминанты проявления социально-перцептивной компетентности при восприятии лиц разных рас, а именно адекватной оценки индивидуально-психологических особенностей людей разных рас по их внешности (особенностям морфологии лиц). Для реализации исследования была произведена фотосъемка лиц мужчин и женщин в возрасте от 19 до 30 лет. По фотоизображению для каждого натурщика была произведена оценка расового типа. Для оценки расовой принадлежности нами были использованы: морфологическая классификационная таблица, индекс ширины, индекс высоты, глазничный индекс, индекс лица. Еще одним критерием для отбора натурщиков в нашем исследовании является согласованность самооценки натурщика (определялась по итогам заполнения бланков методик «Личностный дифференциал», EPI (Г.Айзенк),«Большая пятерка»(А.Хромов) и экспертных оценок (экспертами выступили близкие знакомые, родственники и сокурсники натурщиков). С этой целью производился расчет коэффициента конкордации и достоверности вывода. Реализована методика видеорегистрации движений глаз с применением аппарата SMI RED-m – портативного устройства, позволяющего проводить запись движений глаз как на ноутбуках, так и с применением стационарных мониторов. Было разработано программный комплекс для предъявления стимульного материала и фиксации результатов исследования. Данное ПО разработано с применением среды Python (версия 2.7.6), а также среды R (версия 3.1). Оно позволяет извлекать и анализировать полный спектр возможных комбинаций предъявленных стимулов, тестовых шкал, групп испытуемых и пр. В среде Python реализуется общая сортировка и отбор данных соответственно заданным условиям. В среде R реализуется дальнейшая статистическая обработка полученных данных, а также детальный анализ окуломоторной активности. Исследования были проведены в двух регионах Российской Федерации – в Республике Тыва (г. Кызыл) и г. Москве. Каждому участнику исследования на экране монитора компьютера последовательно демонстрировались фотографии натурщиков. Испытуемые оценивали выраженность индивидуально-психологических особенностей натурщиков, с помощью методики «Личностный дифференциал». Перед началом эксперимента определялись личностные профили самих испытуемых с использованием той же методики. В исследовании приняло участие в общей сложности 470 человек. Значимые различия были обнаружены для региона проживания участников исследования. Так испытуемые из Тувы в целом оказались более результативными, нежели испытуемые из Москвы. В группу низко результативных испытуемых вошло 57% москвичей и лишь 43% тувинцев, тогда как в группе средне и высоко эффективных испытуемых представителей Тувы 54% и 72% соответственно, против 46% и 27% москвичей. Анализ вклада конкретных индивидуально-психологических особенностей в результативность распознавания личностных черт натурщиков по все совокупности данных выявил статистически значимые различия лишь для некоторых качеств, измеряемых шкалами методики «Личностный дифференциал»: «Разговорчивый / молчаливый», «Безответственный / добросовестный», «Упрямый / уступчивый», «Добрый / эгоистичный», «Вялый / энергичный», «Расслабленный / напряженный», «Честный / неискренний», «Несамостоятельный / самостоятельный». Таким образом, адекватнее всего индивидуально-психологические черты других людей оценивают разговорчивые, добросовестные, уступчивые, добрые, энергичные, напряженные, честные и самостоятельные. Причем, в группе наиболее результативных не оказалось ни одного неискреннего человека. Другой вариант анализа (метод К-средних) позволил выявить наличие трех групп испытуемых, которые с учетом доминирующих качеств получили названия «самокритичные», «идеальные собеседники» и «восторженные». Таким образом, были получены факты свидетельствующие о зависимости оценки индивидуально-психологических особенностей натурщиков от самооценки наблюдателей. Так же было проведено исследование связи ряда индивидуально-психологических особенностей испытуемых и адекватностью оценки психологических особенностей человека по портретному изображению его лица в условиях наличия или отсутствия окклюзии (загораживания) его частей. Исходя из анализа существующих работ по проблеме исследования мы предположили, что уровень развития социально-перцептивной компетентности может являться фактором, который влияет на эффективность восприятия и опознания личности человека по его портретному изображению. Было проведено исследование специфики межличностного восприятия представителей своей и другой расы на примере портретных изображений. В качестве стимульного материала выступили художественные портреты и автопортреты русских и тувинских художников, изображающих известных лиц русской и тувинской национальности. Был проведен частотный и сравнительный анализ используемого при описании портретов русскими и тувинскими испытуемыми набора индивидуально-психологических характеристик. Наблюдается специфика в способе описания всех портретов, вне зависимости от этнической и расовой принадлежности изображенных на них лиц, русскими и тувинскими испытуемыми. Русские испытуемые дают более развернутое, дифференцированное описание, используют при описании всех портретов большее количество и более разнообразный набор индивидуально-психологических характеристик, чем тувинские испытуемые. Восприятие и описание портретных изображений тувинцами более целостно, менее дифференцировано. Таким образом, в результате исследования не было выявлено межкультурных различий в восприятии и описании русскими и тувинскими испытуемыми лиц своей и чужой этнической принадлежности. Были получены новые данные об особенностях окуломоторной активности представителей разных этно-культурных групп при восприятии лиц разых рас. При классификации изображений лиц разной расовой принадлежности были обнаружены различия по числу и длительности зрительных фиксаций для испытуемых обоих групп – русских и тувинцев. При рассматривании европеоидных лиц наблюдаются значимые различия между испытуемыми русскими и тувинцами: русские испытуемые чаще фиксируют правую сторону, а также верхнюю и нижнюю часть лица, а испытуемые-тувинцы – левую и среднюю. При рассматривании монголоидных лиц русские респонденты чаще обращаются к верхней части лица, а испытуемые-тувинцы – к левой стороне и средней зоне лица. Продолжительность зрительных фиксаций во всех случаях выше у русских испытуемых. Таким образом, паттерны рассматривания лиц представителей своей расы, так и для другой расовой группы сохраняются. Не зависимо от типа лица, как для задачи классификации, так и для оценки личностных характеристик по шкалам наиболее значимой является средняя зона лица, но при этом правая часть лица оказывается более информативной для испытуемых-тувинцев в задаче оценки индивидуально-психологических особенностей. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что расовый тип воспринимаемого лица, а так же сама принадлежность испытуемого к той или иной расовой и этнической группе, являются значимыми детерминантами организации окуломоторной активности в процессе межличностного восприятия. Однако устойчивых паттрнов рассматривания способствующих адекватной оценки индивидуально-психологических черт выявлено не было. Был создан и апробирован информационный контент, способствующий повышению информированности об этносе, который может привести к изменениям оценок индивидуально-психологических особенностей представителей других этносов и повышению социально-перцептивной компетентности. Также нашло свое частично подтверждение предположение о различиях в динамике оценок индивидуально-психологических свойств, для респондентов старшего и младшего поколения. Старше поколение в целом давали оценку социально желательную и русским и тувинским натурщикам, в то время как молодое поколение были более категоричны, и описывали и русских и тувинцев, как непривлекательных, враждебных и эгоистичных.
ЦИТАТА
Ананьева, К.И. Социально-перцептивная компетентность в структуре межэтнического общения / К.И. Ананьева отчет по НИР № 14-06-00670 (Российский гуманитарный научный фонд)