АННОТАЦИЯ
Теоретической и методологической базой исследования стали идеи, развиваемые в отечественной психологии в рамках традиции изучения взаимосвязи познания и общения, связанной с именем Б.Ф. Ломова, и разработки ярославской психологической школы, специализирующиеся в направлении психологии практического мышления. На этих основаниях рассмотрены основные вопросы, возникающие при решении задач сохранения и воспроизведения когнитивного опыта профессионала. В первую очередь, это касается методов извлечения знаний специалиста в естественных условиях его деятельности. Обсуждены возможности получения адекватного вербального материала о характеристиках когнитивного опыта. Для определения условий получения такого материала проведены многочисленные эмпирические исследования. Показаны пути и способы помощи профессионалам в их стремлении выразить в речи свое «молчаливое» знание. Теоретический анализ, эмпирические исследования и прикладные работы, выполненные в рамках проекта, дают основания для определения основных принципов построения системы сохранения и передачи когнитивного опыта профессионала. Речь идет о создании технологической системы закрепления содержания опыта на информационном носителе и воспроизведения существенных компонентов опыта в форме, позволяющей другим людям освоить зафиксированные знания. Функционирование такой системы рассматривается в терминах «проектирования воспринимаемого качества» деятельности. Технологическая система, создаваемая в результате проектирования воспринимаемого качества, должна обеспечивать воспроизведение презентационного материала таким образом, чтобы у пользователя сформировалось воспринимаемое качество соответствующей деятельности, в котором отражаются структура деятельности и значимость ее составляющих. При этом презентационный материал не копирует процесс деятельности специалиста, а фиксирует некоторые «реперные точки», определяющие структуру и содержание составляющих воспринимаемого качества этой деятельности, в которых закреплен соответствующий инструментальный опыт. Для предприятия такая система становится средством «капитализации» когнитивного опыта профессионалов. Будучи включенной в сеть предприятия, она эволюционирует вместе с этим опытом, используя многочисленные источники информации и инструменты для того, чтобы его сохранить и смоделировать. В сети предприятия такая система может использоваться как инструктором в качестве средства подготовки специалистов, так и самими специалистами в качестве средства самоподготовки. Понятно, что в таком виде сама система становится элементом «капитализации» (что делает проблематичной саму возможность распространения ее конкретных реализаций). В результате проведенного анализа показано, что важным этапом исследования, предваряющего «капитализацию» профессионального опыта, является идентификация и экспертная оценка тех сфер опыта, которые являются репрезентативными для того или иного производственного контекста и которые представляют собой реальные объекты «сохранения». Соответственно, необходимо определить конкретных носителей профессионального опыта и обеспечить возможность реального сотрудничества с ними. Их заинтересованность в положительном результате и готовность к участию на всех этапах исследования, как в процессе сохранения опыта, так и при разработке средств его воспроизведения, является необходимым условием успеха. Исходный материал так или иначе требует регистрации деятельности специалиста в реальных условиях. Для этого обычно применяются средства полипозиционной видеозаписи. Для выявления и понимания ноу-хау, составляющего содержание опыта, требуется интеграция этих записей с другими данными, получаемыми не только инструментальными методами. Возможности, которые предоставляют современные цифровые технологии, дают хорошую перспективу такой триангуляции. Однако расширение технологий наблюдения за событиями, происходящими в окружении человека, часто вызывает у исследователя соблазн ограничиться только их возможностями при изучении психологических феноменов. Такое погружение в феноменологию «объективных» данных, полученных при помощи информационных технологий, повышает риск ухода от собственно психологического анализа. Поэтому особо подчеркивается, что центральным звеном анализа с необходимостью является выявление субъективно значимых составляющих опыта, а данные полипозиционного наблюдения предназначены для интерпретации результатов этого анализа. Результаты проекта интегрированы в коллективной монографии «Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта» (28,5 п.л.), опубликованной в Издательстве «Институт психологии РАН (2016). Кроме того, опубликовано 32 научные статьи и разработан учебный курс «Технологии передачи когнитивного опыта». Основные позиции плана исследования выполнены. План публикационной активности перевыполнен.
ЦИТАТА
Носуленко, В.Н. Принципы построения системы описания и передачи когнитивного опыта профессионала / В.Н. Носуленко отчет по НИР № 14-06-00295 (Российский гуманитарный научный фонд)