АННОТАЦИЯ
В результате проведенных исследований проанализированы работы, в которых затрагиваются теоретические и методологические проблемы сохранения и передачи когнитивного опыта. Показана перспективность развития этого направления исследований в рамках перцептивно-коммуникативного подхода и парадигмы воспринимаемого качества. Эта парадигма направлена на выявление тех свойств объекта или события, которые характеризуют его качественную определенность. Применительно к проблематике накопления и передачи когнитивного опыта такой подход означает возможность описания тех свойств психического образа, которые являются значимыми составляющими опыта. Среди специальных методов и процедур, составляющих арсенал перцептивно-коммуникативного подхода, особое внимание уделено процедурам референтного общения, системному метод анализа вербальных данных, методу построения вербальных портретов воспринимаемых событий, а также методу полипозиционного наблюдения. Совокупность этих методов дает возможность интегрированного анализа данных наблюдения (различного типа видеорегистрация, измерение параметров объекта, регламентирующие показатели деятельности и т.д.) и данных, характеризующих субъективный образ (прежде всего, вербальный материал, получаемый с помощью разнообразных процедур до, во время и после выполнения наблюдаемой деятельности). Существенную часть теоретического анализа составила проблематика окуломоторной активности применительно к решению поставленных в проекте задач. Рассмотрена совокупность ключевых понятий, описывающих природу, функции и свойства окуломоторной активности человека. Процессы передачи индивидуального когнитивного моделировались с использованием процедур референтного общения. В этих ситуациях один человек (или группа людей) решает задачи, связанные с передачей собственных представлений о некотором объекте другим людям так, чтобы у последних сложилось адекватное понимание его сущности (воспринимаемого качества). В процессах формирования воспринимаемого качества объектов и обмена его характеристиками между людьми особая роль отводится операции сравнения. Было показано, что в ситуациях референтного общения сравнение может быть реализовано в двух планах. С одной стороны, в плане выделения и вербализации одним из коммуникантов отличительных особенностей целевого объекта, представленного в наборе других объектов, с целью последующей передачи информации, необходимой для адекватной идентификации целевого объекта партнером по общению. С другой стороны, сравнение играет важную роль в плане установления общего контекста общения между коммуникантами, воспринимающими некоторую предметную область с разных точек зрения. Соответственно, необходимой составляющей достижения общего контекста общения является сравнение коммуникантами собственных точек зрения с теми, которые имеются у их партнеров. В результате проведенного анализа предложены три экспериментальные ситуации для конкретного исследования. В первой экспериментальной ситуации моделировалось референтное общение в задаче описания и выбора сложных акустических событий. В этом эксперименте анализировались стратегии описания с целью определения наиболее эффективных и информативных способов коммуникации данных об особенностях воспринимаемого звука. В процессе отладки экспериментального метода разработаны и апробированы процедуры синхронной регистрации и анализа разноплановых данных (видеозапись поведения, видеорегистрация действий испытуемого на компьютере, регистрация речевых комментариев и т.п.). В качестве тестируемых акустических событий использовались звуки закрывающихся автомобильных дверей. Во второй экспериментальной ситуации моделировалось референтного общения в задаче описания и выбора сложных визуальных объектов: набор из 12 цветных абстрактных пятен. В третьей экспериментальной ситуации моделировалось референтное общение, в котором осуществляется описание и выбор сложных объектов разной модальности. Один из участников описывал предъявленные ему рисунки, сделанные другими людьми по ассоциации с разными музыкальными фрагментами, а второму участнику предлагалось найти фрагмент, соответствующий описываемому рисунку. В результате была сформирована единая база данных, интегрирующая вербальные данные, полученные в 3-х экспериментальных ситуациях, и внешненаблюдаемые данные. Было создано специальное программное обеспечение, предназначенное для управления экспериментами и регистрации данных на компьютере, а также для поддержки формирования и анализа базы данных. В процессе анализа сопоставлялись данные речевых описаний, данные о выполняемых участниками операциях с объектами, а также данные об успешности решения задачи общения. В частности, анализировались манипуляции с объектами на экране компьютера с целью определения, используют ли участники возможность группировки объектов в процессе референтного общения. Кроме того, в экспериментах на акустической модальности регистрировалось число прослушиваний каждого звука. Все эти данные анализировались отдельно для ситуаций успешного нахождения целевого объекта, и для ситуаций, в которых эта задача не была решена на первом этапе исследования. Результаты показали, что задачи передачи специфического содержания воспринимаемого объекта в референтном общении реализуются с помощью набора стратегий, оказывающихся более или менее эффективными в конкретной коммуникативной ситуации. Различается также количество используемых приемов в зависимости от типа описываемого объекта. Чаще всего применяется «описание целевого референта». Это справедливо для всех типов объектов, предъявляемых участникам. Следующим по частоте использования оказывается прием «последовательное исключение из класса». Этот прием чаще всего использовался в описаниях бимодального объекта, когда задачей одного участника являлось описание рисунков, другой должен был выбирать музыкальные фрагменты. Реже всего он применяется в эксперименте со зрительными изображениями. Для описания и выбора акустических событий относительно часто применяется сравнение целевого референта с классами объектов контекста. Показано, что успешное общение, приводившее к правильному нахождению целевого референта с первого раза, опиралось на сравнение коммуникантами представлений о целевом референте, сформированных у каждого из них. Обнаружено также, что если отсутствует сравнение поступающей от партнера информации и согласование выбора параметра сравнения объектов, то для решения задачи, даже при детализации каждым из коммуникантов одной из характеристик, требуются многократные попытки. В экспериментах на слуховой модальности результаты показали, что более успешная передача информации о целевом референте, позволившая партнеру легко найти соответствующее звучание, осуществлялась теми участниками, которые слушали целевой звук относительно реже, по сравнению с «остальными» участниками. И наоборот, при выборе целевого звука успешное решение задачи соответствует ситуациям, в которых выбирающие участники слушали этот звук относительно чаще, чем «остальные». Данные о манипуляциях с объектами показали, что в случае группировки объектов относительное количество ошибок выбора уменьшается. Эксперименты подтвердили возможность «реконструкции» воспринимаемого качества акустического события по его вербальным портретам. При этом был разработан и апробирован новый метод сокращения количества характеристик в вербальном портрете события без потери его информативности для идентификации этого события. На основании полученных результатов предлагается создать интерактивную систему для обучения людей опыту, описанному с помощью разработанных в исследовании методов. По результатам исследования опубликовано 22 статьи и 2 монографии, защищена 1 докторская диссертация и прдставлена к защите 1 кандидатская диссертация. Программа исследования выполнена полностью.
ЦИТАТА
Носуленко, В.Н. Накопление и передача когнитивного опыта в процессах общения / В.Н. Носуленко отчет по НИР № 11-06-01176 (Российский гуманитарный научный фонд)