Именование как центральная операция вербальной деятельности человека: происхождение, развитие, сфера действия | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Именование как центральная операция вербальной деятельности человека: происхождение, развитие, сфера действия

Ушакова Татьяна Николаевна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Разработка заявленной темы в течение 2014-2016 гг. велась участниками проекта по трем взаимосвязанным направлениям: А) Исследовании пути зарождения и развития начатков речи у ребенка раннего возраста; Б) Исследовании внутренней организации формирующегося у ребенка слова на основе использования новой методической разработки, выявляющей особенности семантических компонентов; В) Разработке методических приемов выявления и описания семантических элементов рече-языковых процессов. Основная теоретическая проблема проводимой работы состояла в исследовании коренного начала вербальной деятельности человека – возможности совместного функционирования смыслов. По первому направлению история возникновения осмысленного слова в период раннего развития характеризовалась на основе поведенческих и голосовых проявлений младенца в границах современных научных представлений о нервной деятельности ребенка. На протяжении времени наблюдения выявлена структура взаимодействующих реакций, объясняющая узловые моменты пред-словесного онтогеза младенца. В период от 0 до 12 мес. жизни ребенка обнаружено 3 этапа в динамике голосовых и познавательно-поведенческих проявлений. На 1-м из них – доминирование негативного голоса младенца (плач, крики), на 2-м – пробуждение и усиление положительных звуков, на 3-м – нарастание звучаний, имеющих сходство со слышимой вокруг речью окружающих. Все это время происходит также увеличение числа случаев одновременности голосовых и познавательно-поведенческих проявлений. Разработано теоретическое представление о зарождении и развитии психологического (субъективного) компонента у младенца в первые месяцы его жизни, появление у него зачаточных форм осмысленности. Представленный научный проект впервые обозначает направление пути происхождения осмысленного слова у маленького ребенка от момента его рождения до 10-12 мес. жизни. Полученные данные говорят о том, что необходимо связывать ранние истоки детской речи с формированием всей обозначенной системы, развитие которой начинается от рождения младенца. Момент появления первого произносимого ребенком слова предстает как итог определенного пути, пройденного в развитии разных линий детского поведения, подводящих к акту слияния элементов этих линий. Некорректно вести отсчет появления речи только от появления первых детских слов. Динамика формирования всей разноплановой пред-словесной системы, возможно, сможет в будущем послужить предиктором успешности детского речевого развития. Этот вопрос требует, однако, специального изучения. Второе направление состояло в исследовании внутренней организации формирующегося у ребенка слова (возраст от 7 до 17 лет). Были прослежены возрастные изменения субъективной (семантической) стороны слова по данным словаря ассоциативных реакций школьников. Обоснована связь этого изменения с когнитивным развитием знаний школьников о языке и о мире. Предложена специализированная методика перевода семантического содержания в объективированную форму. Проведен количественный анализ возрастной динамики соответствующих показателей. Предложена обобщающая теоретическая модель структуры слова. Третье направление исследования состояло в разработке принципов специализированной методики, нашедшей применение в обеих названных выше сериях. Методика направлена на расшифровку эмпирических материалов по объективно выделяемым единицам и проведение количественной обработки данных с применением средств современной статистики. Разработаны три базовых принципа методики: а) использование процедуры кодирования эмпирических данных, 2) возможное разнообразие форм кодирования и их обусловленность характером анализируемого материала, 3) значимость выражения семантического содержания кодируемой единицы материала. В 2016 г. опубликовано и подготовлено к публикации 9 статей, сделано 2 доклада на международных конференциях. Подготовлен заключительный отчет за три годы работы по проекту РГНФ № 14-06-00174а. Проект в высокой степени реализован.
ЦИТАТА
Ушакова, Т.Н. Именование как центральная операция вербальной деятельности человека: происхождение, развитие, сфера действия / Т.Н. Ушакова отчет по НИР № 14-06-00174 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Ушакова Татьяна Николаевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

141
РЕЧЬ ПСИХОЛИНГВИСТИКА РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2012 год

2012 год