АННОТАЦИЯ
Разработана концепция дискурсивных способностей как аналога социального интеллекта для ситуаций совместного решения задач. Дискурсивные способности позволяют добиваться эффективного взаимодействия и адекватного взаимопонимания между людьми в процессе общения, ускоряя процесс выработки стратегии взаимодействия. Концепция дискурсивных способностей как аналога социального интеллекта для ситуаций совместного решения задач предполагает их рассмотрение в рамках конкретной ситуации решения групповых задач, в конкретных условиях общения и ситуационных ограничений процесса нахождения группового решения. Существенные характеристики социального интеллекта (понимание последствий поведения окружающих, распознавание существенных свойств в потоке экспрессивной или ситуативной информации, понимание вербального поведения в разных ситуационных контекстах, понимание логики развития ситуаций взаимодействия и т.п.) в конкретной ситуации группового решения задач реализуются на вербальном уровне. В условиях ситуационных ограничений факторы социального интеллекта конкретизируются и редуцируются до вербальной проекции, совместимой с определением дискурсивных способностей. При таком рассмотрении эффективность совместной интеллектуальной деятельности оказывается непосредственно связанной с уровнем развития дискурсивных способностей. Проведенные эмпирические исследования частично подтвердили эти положения. В рамках проекта было проведено две серии эмпирических исследований совместной интеллектуальной деятельности в ходе группового решения различных типов задач и оценка ее эффективности в зависимости от характеристик познавательной сферы участников и особенностей межличностного взаимодействия. Три эмпирических исследования были посвящены разработке методики диагностики дискурсивных способностей и изучения совместной структуры различных типов интеллекта, креативности и дискурсивных способностей. Было показано, что дискурсивные способности тесно связанны почти со всеми показателями интеллекта и креативности (кроме невербального интеллекта). В подвыборках с различным уровнем дискурсивных способностей взаимосвязи дискурсивных способностей с различными показателями интеллекта и креативности существенным образом различаются, различна и факторная структура данных. Структура данных в соответствии с априорной структурой познавательных способностей наблюдается только в группе со средним уровнем дискурсивных способностей. В группе с низким уровнем дискурсивных способностей в большей степени наблюдается объединение различных показателей интеллекта и креативности, а в группе с высоким уровнем дискурсивных способностей наблюдается дальнейшая дифференциация типов интеллекта и выделение дискурсивных способностей в отдельный фактор. В условиях неопределенности испытуемые с низким уровнем дискурсивных способностей пытаются решить поставленную задачу креативно, опираясь на свой социальный интеллект. Испытуемые со средним уровнем, также опираются на свой социальный интеллект, но следуют невербальным стереотипам о задаваемой ситуации, а испытуемые группы с высоким уровнем дискурсивных способностей буквально относятся к поставленной задаче и решают ее творчески с опорой на сложившийся образ ситуации. Полученные результаты частично подтверждают заявленную в проекте гипотезу. Линейная модель взаимосвязи уровня дискурсивных способностей и эффективности совместной интеллектуальной деятельности подтверждена частично в группе со средним и низким уровнем дискурсивных способностей. В группах с высоким уровнем дискурсивных способностей эффективность совместной интеллектуальной деятельности связана с уровнем креативности участников группового взаимодействия. Анализ эффективности групповых решений показал, что она зависит от нескольких переменных. Во-первых, это состав группы по типу межличностного взаимодействия. Максимальная эффективность наблюдалась в группе, половина членов которой характеризовалась нетипичным межличностным взаимодействием. Вторая переменная – уровень выраженности дискурсивных способностей. Наиболее высокие результаты показали группы с наивысшим и наименьшим средним уровнем выраженности дискурсивных способностей. Третья переменная – уровень креативности участников соответственно материалу решаемой задачи. Для дискурса группового решения задач характерно преобладание доброжелательности, демонстрация принятия других и включенности в работу, стремление к «доброжелательным и теплым» межличностным отношениям. В целом характер интеракций при решении групповых задач укладывается в схему анализа поведения в группе Р. Бейлса на основе трехмерного пространства характеристик группового поведения: «доминирование – подчинение», «дружелюбие – враждебность»; «эмоциональность – аналитичность». Однако в нашем исследовании полюса «подчинение» и «враждебность» элиминировались вследствие продолжительного неформального общения участников.
ЦИТАТА
Воронин, А.Н. Модификаторы совместной интеллектуальной деятельности в структуре способностей / А.Н. Воронин отчет по НИР № 13-06-00543 (Российский гуманитарный научный фонд)