АННОТАЦИЯ
Дискурсивные способности позволяют человеку инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс общения, используя при этом языковые средства, соответствующие ситуации. Дискурсивные способности определяют степень взаимопонимания, лежащего в основе совместной деятельности, в том числе и интеллектуальной. Проблема заключается в адекватности измерения дискурсивных способностей и неоднозначности их влияния на структуру и эффективность совместной деятельности. Неопределенность влияния определяется принципиальной ситуативностью как дискурсивных способностей так и совместной интеллектуальной деятельности. Исследование дискурсивных способностей в совместной деятельности позволит определить влияние коммуникативных составляющих на ее компонентный состав, структуру и эффективность. Разработка средств оценки дискурсивных способностей позволит перейти от оценки коммуникативных характеристик посредством Q-данных к методам на основе Т-данных. Таким образом, будет решена проблема объективизации эффективности коммуникаций, по крайней мере, в области языковых средств. Реализация проекта предполагает верификацию многофакторной структуры дискурсивных способностей и разработку соответствующих методов диагностики. Использование когнитивных характеристик для оценки коммуникации позволит разработать когнитивные модели эффективной совместной деятельности, в том числе и интеллектуальной. Ситуативная обусловленность дискурсивных способностей позволит перейти к моделям эффективности совместной деятельности в конкретных условиях. Разработанные методики диагностики дискурсивных способностей могут быть использованы в профориентации и профотборе, в различных профессиональных сферах, предполагающих активное вербальное взаимодействие и его оценку. По ходу выполнения проекта планируется публикация серии статей, методического пособия объемом 3 а.л. и коллективной монографии объемом 10 а.л.
ЦИТАТА
Воронин, А.Н. Дискурсивные способности в совместной интеллектуальной деятельности / А.Н. Воронин // . – 2016. – С.