Совместная регуляция поведения в актуальных жизненных ситуациях | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Совместная регуляция поведения в актуальных жизненных ситуациях

Ковалева Юлия Валерьевна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Совместная регуляция поведения определяется как процесс взаимной подстройки и согласования (в том числе компенсаторного) регуляторных ресурсов партнеров, взаимодействующих в актуальной жизненной ситуации. Конструкт «совместная регуляция поведения» соответствует пониманию регуляции поведения как совместного процесса, в котором индивидуальная регуляция субъекта анализируется в связи с особенностями регуляции других людей. Предложенный конструкт актуален и в фундаментальном, и в практическом отношении. Во-первых, он дает возможность расширить представления об условиях, с которыми взаимодействует субъект, осуществляя регуляцию собственного поведения. В качестве такого условия рассматривается другой человек – партнер по актуальной жизненной ситуации. Предполагалось, что взаимодействие субъектов в различных условиях и на различных этапах их индивидуального и совместного развития может быть зафиксировано в системах, которые обеспечивают его реализацию и воспроизведение (например, системы ролей, правил, отношений и др.). Можно допустить, что в число этих систем может входить и совместная регуляция поведения. Структура совместной регуляции фиксирует диспозицию или специфику согласования индивидуальных регуляторных ресурсов партнеров. Анализ различий или изменений в этих структурах представляет интерес как для психологии развития, так и для социальной психологии: именно динамика этих структур может служить и признаком перехода индивида или группы на очередной этап развития или жизненного цикла, и критерием для определения уровня субъектности коллективного субъекта. Во-вторых, анализ согласования регуляторных ресурсов партнеров может служить одним из способов практической работы с семьями. В ходе теоретической работы было расширено понимание совместной регуляции поведения, также было дополнено обоснование использования семьи в качестве объекта для изучения данного конструкта. Предлагается рассматривать семью как институализированное сообщество, взаимодействующее со специфическим содержанием институализированной предметной области: семейными статусами, ролями, ценностями и правилами в актуальных обстоятельствах. Суть этого предметного содержания состоит в обеспечении возможностей для выполнения семьей основных институциональных задач, развития и самореализации. Совместная регуляция поведения семьи – это один из аспектов актуалгенеза надиндивидуальной психологической структуры, носителями которой являются члены семьи. Совместная регуляция поведения обеспечивает согласование поведения членов семьи, направленное на достижение актуальных семейных целей. Ее совместный характер проявляется в определенном типе соотношения и согласования их индивидуально-психологических характеристик, связанных как с регуляцией поведения, так и с институционально важными индивидуальными характеристиками членов семьи. В ходе эмпирической работы были получены и проанализированы структуры совместной регуляции поведения на различных этапах жизненного цикла семьи – в семьях без детей, в семьях, ожидающих первого или второго ребенка, в том числе поведен микроанализ совместной регуляции поведения в трех триместрах беременности, в семьях со взрослыми детьми, в семьях с большим стажем супружеской жизни. Основной гипотезой исследования было предположения о соответствии структур совместной регуляции специфике актуальной жизненной ситуации – этапу жизненного цикла семьи или особым условия самого этапа. Характеристика этапов жизненного цикла осуществлялась как на основе литературных данных, так и через различные переменные, которые могли описать отношения супругов и социальные условия в конкретный период жизни семьи. В качестве таких переменных выступали соотношение сплоченности и адаптации супругов, их ролевые установки и ценностные ориентации, стили родительского отношения, а также такие индивидуальные переменные, как жизнестойкость и психологическая защита. Были получены данные, которые свидетельствуют в пользу правдоподобия выдвинутых гипотез. Структуры совместной регуляции и связи переменных, связанных с регуляцией поведения, с другими личностными и социальными переменными согласуются с условиями актуальных ситуаций, в которых находится семья, представленная супружеской диадой или триадой. Получены различия в оценках актуального и желаемого состояния семейной сплоченности и адаптации в супружеских диадах без детей и ожидающих первого и второго ребенка. Для супружеских пар, ожидающих детей, свойственна тенденция к большей сплоченности, при этом супруги, ожидающие второго ребенка, демонстрируют большую стабильность и гибкость при адаптации к ситуации за счет большего опыта. Супруги без детей менее сплочены и менее согласованы в своем проведении. Эти различия соответствуют особенностям структур совместной регуляции в группах, которое, на наш взгляд, демонстрирует многоуровневое согласование индивидуальных ресурсов партнеров. Различные сплоченность и адаптация проявляются в степени согласования и компенсации когнитивных, волевых и эмоциональных характеристик супругов, делают акцент на наиболее важных качествах, которые несут наибольшую нагрузку или имеют наибольшее значение при взаимодействии. Микроанализ динамики совместной регуляции поведения супругов на различных этапах вынашивания эти данные. Показано, что связи между переменными регуляции поведения соответствуют эволюционным задачам вынашивания и типичной межличностной и социальной динамике отношений во время беременности – дистанцированию на первых ее этапах, периоду активации и развитию контакта с ребенком во втором триместре и периоду тревожного ожидания и сплоченности в третьем триместре. Сравнение ролевых установок зрелых и молодых супружеских пар показало значимые различия, связанные с опытом семейной жизни, и, соответственно, этапом жизненного цикла семьи. В начале семейной жизни больше выражены недифференцированность и несформированность различий в поведении, а также активное освоение традиционных ролей мужа и жены. Связи между переменными регуляции поведения и ролевыми установками показывают значение опыта в согласовании этих характеристик. Для молодых пар согласование собственного поведения с ролевыми установками (своими, супруга и прародительской семьи) имеет большее значение, чем для зрелых супругов, жизненный опыт которых, по-видимому, позволил сформировать свои уникальные стратегии. Данные о согласовании терминальных ценностей и переменных регуляции поведения у супругов со взрослыми детьми на этапе сепарации подтверждают эти результаты. Показано, что переменные контроля поведения согласуются напрямую в значительно меньшей степени, чем с ценностными ориентациями друг друга. При этом по ряду терминальных ценностей поведение женщин в большей степени связано с ценностями супруга, чем со своими собственными. Предполагается, что в этом проявляется надиндивидуальный характер согласования, принадлежность этих характеристик более общей структуре. Изучение связей такого качества, как жизнестойкость с различными переменными родителей было призвано показать, что это качество формируется не только под влиянием родительского отношения, как это предполагалось. Выдвигалось предположение о широких связях этой переменной с регуляторными переменными родителей, их психологическими защитами и ценностями с целью продемонстрировать полидетерминированность этого качества, в частности, и роли семейной среды в формировании личностных качеств. В данной части исследования были показаны структуры совместной регуляции между молодыми людьми – юношами и девушками и их родителями. Анализ структур связей проводился с опорой на специфику ситуации взросления и сепарации у детей разного пола. Показано, юношей и девушек важны разные качества родителей. Пол ребенка, при этом является, скорее всего, не единственным основанием для структурирования семейной среды. Однако в данном исследовании он показывает важность родительского поведения, отношения и ценностей, адекватных потребностям ребенка, и маркирует специфику этих потребностей. Известно, что «хорошее соответствие» потребностей ребенка и среды развития является базовым основанием для формирования доверия к миру, восприятия его как доступного и предсказуемого. Думается, что в семьях с «хорошим соответствием» формируется более согласованная или более интегрированная общесемейная (надиндивидуальная) психологическая структура. Так при отсутствии корреляций между переменными жизнестойкости родителей в целом по выборке, в группах детей с ее высоким уровнем, они все-таки получены. Данные по неполным семьям подчеркивают и заостряют важность тех или иных родительских характеристик для развития качеств детей. Перераспределение связей, акцента на некоторых корреляциях в неполных семьях являются возможными свидетельствами в пользу того, что мать берет на себя часть функций отца не только в воспитании, но и в проявлении других качеств, по сути, в одиночку реализуя полную надиндивидуальную психологическую структуру семьи.
ЦИТАТА
Ковалева, Ю.В. Совместная регуляция поведения в актуальных жизненных ситуациях / Ю.В. Ковалева отчет по НИР № 13-06-00009 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Ковалева Юлия Валерьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

143
БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ГЛОБАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2013 год

2012 год

2012 год

2014 год