АННОТАЦИЯ
Настоящая работа запланирована как продолжение проекта "Системные характеристики семейного ресурса регуляции поведения", в рамках которого был предложен новый конструкт «совместная регуляция», отражающий процесс взаимной подстройки и согласования регуляторных ресурсов партнеров, взаимодействующих в актуальной жизненной ситуации. На примере супружеских диад, ожидающих 1-го и 2-го ребенка, находящихся на различных этапах жизненного цикла семьи, показаны различия в динамике семейной сплоченности, уровне индивидуальных контролей поведения и структурах конструкта совместной регуляции поведения. В настоящей работе планируется продолжить обоснование перехода от изучения индивидуальной регуляции поведения к совместной. Теоретическими задачами исследования является анализ психологического содержания взаимодействия в различных актуальных жизненных ситуациях – на примере семейной ситуации и ситуации обучения, в результате которого возможно возникновение совместных процессов и структур. Актуальная жизненная ситуация – это ситуация, обстоятельства которой приводят к возникновению у человека новых жизненных задач, возможностей самореализации, а также внутренних проблем и конфликтов. Актуальные ситуации требуют поиска новых способов достижения цели, перестройки отношений и способов регуляции; в них наиболее ярко проявляются сильные и слабые стороны регуляторных возможностей человека. Предполагается, что онтологическим носителем подобного взаимодействия является группа индивидов. Наличие общей цели и необходимости согласованных действий для ее достижения означает, что такая группа должна быть связана совместной активностью, взаимосвязанностью, взаимозависимостью, рефлексией. Эти свойства лежат в основе такого качества, как субъектность, и определяют способность группы быть коллективным субъектом. Поскольку эти свойства могут иметь разный уровень развития, группы, которые можно считать коллективными субъектами, являются таковыми в разной мере. Поиск способов и критериев для оценки этого качества является актуальным вопросом социально-психологических исследований. Можно также предположить, что субъектность представляет собой конструкт, структура которого определяется соотношением определяющих его свойств, и это качество должно быть связано с различным образом организованными системами взаимодействия группы с актуальной ситуацией. Одной из таких систем может являться совместная регуляция поведения, а ее структура – характеризовать субъектность группы. Качество субъектности в совместной регуляции должно проявляться в выраженности своего ключевого свойства – совместности, и может быть представлено процессами согласования различных сторон регуляции поведения, например контролей поведения, сплоченности и др. Для изучения совместной регуляции поведения возможно использование модели семьи, поскольку специфика семейных отношений подразумевает обязательную взаимосвязанность и взаимозависимость членов семьи. Семья также включена в широкую сеть социальных взаимодействий, ее членов объединяет общая история; у разных семей различный опыт взаимодействия с жизненными обстоятельствами. Другой моделью для изучения совместной регуляции может являться коучинг-группа . Коучинг - метод консультирования и тренинга, который отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Структуру конструкта совместной регуляции поведения предполагается показать на примере согласования индивидуальных регуляторных ресурсов членов семей (супружеские пары без детей в сравнении с супружескими парами, ожидающими 1-го и 2-го ребенка, семьи со взрослыми детьми на этапе сепарации - это 4 этапа жизненного цикла семьи, переход семьи на очередной этап жизненного цикла может быть рассмотрен как актуальная жизненная ситуация) и членов коучинг-групп (актуальная ситуация - профессионализация, активный рост в профессии).
ЦИТАТА
Ковалева, Ю.В. Совместная регуляция поведения в актуальных жизненных ситуациях / Ю.В. Ковалева // . – 2013. – С.