АННОТАЦИЯ
Информационные ресурсы научной школы (на примере школы С. Л. Рубинштейна) Современные информационные технологии оказывают влияние на самые разные сферы жизни и деятельности человека. Также их влиянию подвержены самые разные социальные группы. Изучение влияния современных информационных технологий и новых гаджетов на жизнь человека и общества только начинается, на данный момент имеются в основном только исследования негативного влияния на человека. Тем не менее, очевидно, что социальные сети предоставляют мощный технологический и организационный инструмент для проектирования социальной сети уже в социально-психологическом смысле. Профессиональная сеть психологов-исследователей, в силу обстоятельств испытывающих трудности общения и поиска информации, явилась идеальной моделью для данного проекта. Создание информационных ресурсов научной школы на примере школы С. Л. Рубинштейна задуман как модельный проект, который по окончанию разработки проанализирован на предмет соотношения технической функциональности, организационных возможностей и результатов деятельности. Центральным звеном информационных ресурсов научной школы С. Л. Рубинштейна является специально созданный сайт http://rubinstein-society.ru На сайте размещены информационные материалы о самом обществе, организационной структуре, контактах, идее создания и принципах устройства. Также сайт содержит многочисленные информационные материалы по жизненному пути С.Л. Рубинштейна, библиографии и пр. Наиболее популярными материалами являются полнотекстовые материалы. Была проведена большая работа по сканированию и распознаванию текстов изданий. На сайте представлены в виде инфографики следующие темы: Принцип субъекта Принцип субъекта общие критерии Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна и направления ее развития (школа) "Дерево" творчества С.Л. Рубинштейна и направление его развития школой Инфографическое изложение позволяет использование данных материалов в качестве учебного пособия для школьников и студентов. В настоящее время инфографика, разработанная академиком К.А. Абульхановой, распечатана на широкоформатном принтере и является пособием при проведении экскурсий в мемориальном кабинете С.Л. Рубинштейна в Институте психологии РАН. Заслуживает внимания опыт проведения on-line дискуссий. Выбор технических средств для реализации дискуссий оказался непростым и неочевидным. У пользователей возникали трудности для написания комментария, мнения или реплики. В результате блок переписывался трижды, последний вариант обсуждения с помощью лент Facebook и VK также будет заменен, поскольку работа с информационными ресурсами будет продолжена и после завершения грантовой поддержки. Эксперимент со средствами построения онлайн-опросников получился удачным, анализу, опыту и методическим рекомендациям по проведению онлайн опросов было посвящено отдельное заседание экспертного семинара. Рекомендовано подготовить методические материалы для проведения онлайн опросов с использованием средств конструирования опросников и средств отбора целевой аудитории по возрасту, полу и региону проживания респондентов. Интеграция с социальными сетями прошла успешно, в результате удалось соединить две аудитории интернет – пользователей социальных сетей (Facebook, Youtube, VK) и традиционных пользователей поисковых систем Яндекс и Google. Грантовая поддержка РФФИ позволила не только объединить в интернет-пространстве конкретное профессиональное сообщество и дать ему информационные ресурсы, но также провести ценные эксперименты с разными способами коммуникации, проанализировать разные способы представления информации, оценить имеющиеся ресурсы существующих социальных сетей и сконструировать на их основе новые формы научного взаимодействия. Работа с информационными ресурсами и эксперименты будут продолжаться, а анализ результатов может стать темой уже более глубокого социально-психологических исследования.
ЦИТАТА
Тихомирова, С.В. Разработка информационных ресурсов социальной сети для научной психологической школы (на примере научной школы С.Л. Рубинштейна) / С.В. Тихомирова отчет по НИР № 12-06-12060 (Российский гуманитарный научный фонд)