Психофизиологическая оценка эмоционального компонента творческого процесса | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психофизиологическая оценка эмоционального компонента творческого процесса

Белова Софья Сергеевна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2013
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В 2011 г. осуществлен аналитический обзор научной литературы по проблеме психофизиологической оценки эмоционального компонента творческого процесса, процесса социального познания, процесса эстетического восприятия. Осуществлена разработка методического обеспечения экспериментов на материале слабоструктурированных эстетических и социальных задач и проведены пилотажные измерения их психометрических свойств. Ключевые результаты данного этапа проекта заключались в обосновании психометрического качества разработанных методик и выявлении коррелятов эффективности их выполнения в области способностей. Общей тенденцией явилась невыраженная связь параметров переработки с показателями психометрической креативности и выраженная связь с параметрами кристаллизованного интеллекта. В 2012 г. осуществлена модификация методического оснащения эксперимента, включившая в себя разработку двух новых экспериментальных задач; проведена диагностика индивидуально-психологических особенностей испытуемых; проведена первая серия эксперимента с регистрацией психофизиологических реакций, скоростных и точностных показателей переработки материала нейтральных, эстетических и социальных задач на выявление скрытых закономерностей; осуществлены статистическая обработка и анализ данных, интерпретация и обобщение результатов; сформулированы рекомендации по конструированию методик на оценку социальных и эстетических способностей для использования в экспериментальной психологии когнитивных процессов и психодиагностике. Ключевые результаты данного этапа проекта заключались в обосновании психометрического качества разработанных и модифицированных методик; выявлении коррелятов эффективности их выполнения в области способностей; выявлении коррелятов эффективности выполнения задач с показателями ЭДА. Выявлены различия в ЭДА между имплицитным и эксплицитным условием при решении социальных и эстетических задач. В 2013 году проведена вторая серия экспериментального психофизиологического исследования на выборке большего объема, ключевым результатом которой явилось подтверждение специфики психофизиологических проявлений эмоционального реагирования при решении творческих задач нейтрального, эстетического и социального содержания. Получены следующие результаты: А) Более интенсивное эмоциональное реагирование было выявлено в эксплицитных условиях при решении всех 4 задач. Б) Выявлены различия в ЭДА для подгрупп стимулов (правильные/неправильные ответы; ответы да/нет) как внутри имплицитных и эксплицитных условий, так и между ними, что позволяет заключить, что характер ответа является важным дополнительным фактором, детерминирующем динамику эмоционального реагирования. В) Выявлены статистически значимые отрицательные связи между вербальными способностями (интеллектом и креативностью) и показателями ЭДА, причем значения коэффициентов корреляции по модулю выше в условиях эксплицитного научения. Таким образом, чем выше вербальные способности, тем меньшая интенсивность эмоционального реагирования наблюдается в процессе аналитико-интеллектуального решения нейтральных, социальный и эстетических задач. В условиях имплицитного научения детерминация эмоционального реагирования способностями выражена в меньшей степени. Г) Выявлены индивидуальные различия в процессах переработки нейтральной и эмоциональной (социальной и эстетической) информации в имплицитных условиях в пренебрежимо малой степени детерминируются психометрической креативностью. В эксплицитных условиях присутствует тенденция к детерминации точности решения стилевой и социальной задачи невербальным интеллектом (коэффициенты ранговой корреляции Спирмена r=0.34* и r=0.56** соответственно). Содержание НИР по проекту стоит признать полностью соответствующим завяленному плану, а степень выполнения проекта – полной.
ЦИТАТА
Белова, С.С. Психофизиологическая оценка эмоционального компонента творческого процесса / С.С. Белова отчет по НИР № 11-36-00226 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Белова Софья Сергеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

78
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE ИМПЛИЦИТНОЕ НАУЧЕНИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2011 год

2010 год

2009 год

2015 год