Структурная организация вербальной семантики и возможности ее исследования психофизиологическим, акустическим и лингвопсихологическим методами | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Структурная организация вербальной семантики и возможности ее исследования психофизиологическим, акустическим и лингвопсихологическим методами

Ушакова Татьяна Николаевна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2013
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Проводилось исследование вербальной семантики с применением психофизиологических, психо-акустических и лингво-психологических методов. Развито понятие когнитивного механизма, содержащее требование учета актов познания (когниции) и логики воспринимаемых субъектом событий в исследуемых явлениях. Описание актов этого типа в разных случаях возможно посредством использования психологических, психофизиологических, лингвистических, физических и любых других понятий, релевантных решаемой задаче. С этой позиции разрабатывались представления об организации когнитивного механизма порождения и хранения в памяти человека логогенов, «вербальных сетей», полисемических образований. Большое внимание уделено анализу когнитивного механизма начального осмысленного слова у ребенка в начальный период онтогенеза. Задача состояла в том, чтобы понять, каким образом физический звук слова соединяется у младенца со смыслом? Произведены систематические лонгитюдные аудио-видео-записи вокализаций 5-ти младенцев (от 0 до 18 мес.) с учетом смыслового содержания момента и особенностей наличной ситуации. Проведенный психо-акустический анализ показал, что исследуемый процесс развития обусловлен тремя факторами, направленными на формирование а) действия «речевого каркаса», б) линии смыслового развития, в) линии овладения системой языка. Эти линии проявляются в поведении ребенка с заметными различиями во времени, имеют разное целевое назначение и реализуются разными органами тела и зонами мозга младенца. Лингво-психологическая часть работы направлена на исследование сложного явления взрослого языка – организации в вербальной сфере человека системы многозначных слов. Это позволяет оценить сложность пути развития здорового ребенка от стадии начального усвоения языка до стадии свободного владения языком в его сложных формах. Явление многозначности слов, или полисемии, присуще всем существующим в настоящее время языкам и представляет собой языковую универсалию. Структура каждой полисемической единицы описана как полисемическое поле, в котором его отдельные компоненты образуют специфическую форму вербальной сети. Она содержит компоненты, несущие конкретное, часто наглядно подкрепленное, содержание, а также включает в себя общее семантическое содержание, названное ядерной идеей. Элементы ядерного содержания в определенной мере присущи многим компонентам внутри полисемического поля. Между компонентами конкретного ряда обнаруживаются отношения прототипического типа. Члены структуры, сходные с прототипом, являются типичными, центральными, а члены, более отличающиеся от него – периферийными. Работа построена на экспериментальном материале, полученном на испытуемых-студентах. Психофизиологическое направление исследования направлено на изучение процесса вербального обобщения с помощью авторского метода д.п.н. проф. кафедры психофизиологии МГУ Н.Н.Даниловой «Микроструктурный анализ осцилляторной активности мозга» (Н.Н.Данилова, 2003, 2011). Метод позволяет прослеживать путь протекающего психологического процесса по корковым и подкорковым структурам работающего мозга на основе регистрации в эксперименте многоканальной ЭЭГ и ее специальной последующей обработке. В качестве психологического объекта избран процесс обобщения, играющий важную роль в вербальном механизме. Исследовался процесс семантического обобщения в форме категоризации зрительно предъявляемых слов, принадлежащих к категориям «животные» и «предметы». В результате проведения экспериментальной работы на группе из 10 испытуемых получены результаты, выявившие вовлеченность ряда локальных мозговых структур в протекание исследуемого процесса обобщения. Обнаружены различия в мозговой обработке категории «животные» и категории «предметы». Проект выполнен полностью.
ЦИТАТА
Ушакова, Т.Н. Структурная организация вербальной семантики и возможности ее исследования психофизиологическим, акустическим и лингвопсихологическим методами / Т.Н. Ушакова отчет по НИР № 11-06-01113 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Ушакова Татьяна Николаевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

141
РЕЧЬ ПСИХОЛИНГВИСТИКА РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2011 год

1991 год

2012 год

2022 год