Формирование психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Формирование психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях

Китова Джульетта Альбертовна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2013
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
К настоящему времени в современной системе образования сложилось два основных подхода к специфике подготовки молодежи в системе вузовского образования. Подходы направлены на углубление ее фундаментальных основ и формирование профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов. Данные компетенции включают в себя развитие способности к присвоению экономического опыта, его переработку, воспроизводство в предстоящей экономической деятельности, а также органичное вхождение в социальную среду и приобретение экономического статуса. Формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности становится важнейшим направлением в концепции государственной молодежной политики, поскольку оно способствует интеграции молодежи в единое экономическое, политическое, социальное и культурное пространство. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности является психическим состоянием личности, которая характеризуется социально-экономической направленностью, ценностно-целевыми ориентациями, субъектно-деятельностными смысловыми структурами и степенью осознанности отношений к предпринимательской деятельности. Диагностику специфических психологических особенностей совокупности характеристик студентов, характеризующих структуру и уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности, можно проводить посредством выявления представлений студентов об экономических, социальных, культурных особенностях предпринимательской деятельности как социально-экономического явления, о специфических особенностях развития предпринимательства в обществе переходного типа. Эмпирический анализ совокупности паттернов психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности позволил выделить и описать необходимые для анализа психологической готовности студентов структурно-содержательные компоненты: типы базовых видов экономической направленности личности студентов; особенности ценностно-целевых ориентаций; субъектно-деятельностные смысловые структуры, степень осознанности отношений к предпринимательской деятельности. При этом развитие готовности зависит от гендерных особенностей студентов, специальности, курса обучения, удовлетворенности материальным положением, социального статуса родителей и проходит пять последовательных этапов. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе требует понимания студентами значимости развития представлений о смысле и основных целях своей жизнедеятельности, отражающих общую траекторию оперативного и стратегического развития жизненного пути и их соответствие задачам, связанным с предпринимательской деятельностью. Психолого-педагогические технологии формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности структурно интегрируют развитие совокупности целевых, мотивационных, когнитивных и эмоциональных личностных свойств, ориентированных не на конкретную предпринимательскую проблему, а на общие стратегии предпринимательской деятельности, которые представлены в теоретической модели. Концепция формирования психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности должна быть основана на следующих предпосылках: использование системного, сетевого, субъектного и ресурсного подходов; опора на востребованность предпринимательского слоя в современной России; понимание места психологии предпринимательства в системе психологических знаний; использование теоретических и эмпирических методов, обеспечивающих понимание предпринимательской сферы в целом; учет специфики различных этапов вузовского обучения.
ЦИТАТА
Китова, Д.А. Формирование психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях / Д.А. Китова отчет по НИР № 11-06-01086 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Китова Джульетта Альбертовна

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

260
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН EMOTIONAL BACKGROUND
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2011 год