Дискурс социальных медиа: интенциональный подход | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Дискурс социальных медиа: интенциональный подход

Павлова Н.Д., Афиногенова В.А., Гребенщикова Т.А.
Психологический журнал ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Социальные медиа представляют новую реальность современного общества и выступают площадкой онлайн-коммуникации миллионов людей. Здесь происходит осмысление актуальных событий, формируются и изменяются позиции субъектов общения, осуществляется воздействие. В этой связи особую актуальность приобретает определение интенциональных характеристик сетевого дискурса, связанных как с мотивационными и перцептивно-когнитивными процессами, так и с практической деятельностью коммуникантов. Подход, реализованный в настоящем исследовании, направлен на характеристику интенционального пространства дискурса социальных медиа и выявление дискурсивных маркеров актуальных намерений интернет-пользователей, пригодных для их объективной оценки. Материалом исследования послужили 46 сообщений различной тематики и их обсуждение (1835 комментариев) на различных интернет-площадках в период 2015-2022 гг. Для оценки психологического содержания речи использовался метод интент-анализа, который позволяет определять намерения коммуникантов, сопряженные с текущим взаимодействием и коммуникативными тактиками. Описана 51 категория интенций (4947 реализаций), среди которых, вне зависимости от тематики дискурса, превалируют негативные интенции высокой интенсивности, что указывает на выраженную негативную оценочность и потенциальную конфликтность. Дискурс социальных медиа характеризует также широкая представленность нейтральных интенций, связанных с обменом мнениями и анализом ситуации. Обнаружены контекстно обусловленные маркеры намерений коммуникантов: лексические, семантические, графические и пунктуационные. Некоторые маркеры специфичны для определенных интенций, другие реализуются при актуализации ряда интенций, что сопряжено с разнообразием средств выражения и многозначностью слов.
ЦИТАТА
Павлова, Н.Д. Дискурс социальных медиа: интенциональный подход / Н.Д. Павлова, В.А. Афиногенова, Т.А. Гребенщикова // Психологический журнал. – 2023. – Т. 44. – № 1. – С. 81-90
АВТОРЫ

Павлова Наталия Дмитриевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

171
ИНТЕНТ-АНАЛИЗ ДИСКУРС INTENT-ANALYSIS

Афиногенова Виктория Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

42
ИНТЕНТ-АНАЛИЗ INTENT-ANALYSIS ИНТЕНЦИИ СОБЕСЕДНИКОВ

Гребенщикова Таисия Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

76
ИНТЕНТ-АНАЛИЗ INTENT-ANALYSIS ДИСКУРС
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2021 год

2020 год

2017 год