АННОТАЦИЯ
Целью настоящего исследования стало изучение степени соответствия между самооценкой и косвенной оценкой стрессового события детьми младшего школьного возраста. Участ никами исследования выступили младшие школьники в количестве 132 человек в возрасте 8-12 лет, обучающиеся в 3-4-х классах одной из школ Московской области. Косвенная оценка стресса измерялась с помощью проективной методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф. Ба жина и А.М. Эткинда, были выбраны два показателя: первый - отнесение ребенком стрессовой ситуации к области приятного (актуальная) или менее приятного (менее актуальная), второй показатель - оценка ребенком стресса как позитивного или негативного явления. Са мооценка стресса (прямая оценка) измерялась с помощью детского варианта «Шкалы воспринимаемого стресса» (ШВС-Д) Б.П. Уайт (B.P. White). Результаты исследования показали, что дети в возрасте 8-12 лет способны оценивать стресс дифференцированно: негативно - как дистресс, и положительно - как эустресс. В за висимости от степени актуальности стрессовой ситуации для ребенка и негативности ее косвенной оценки показатели самооценки стресса меняются. У детей, воспринимающих стресс как актуальную для них ситуацию, при косвенной оценке стресса как негативного события самооценка стресса имеет высокий уровень; если стрессовая ситуация косвенно оценивается как позитивное событие, самооценка стресса имеет низкий уровень. При этом позитивная оценка стресса может и выступать показателем успешного с ним совладания, и говорить о психологических защитах, препятствующих преодолению ребенком чувства тревоги и состояния напряжения.
ЦИТАТА
САМООЦЕНКА И КОСВЕННАЯ ОЦЕНКА СТРЕССА И СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ДЕТЬМИ 8-12 ЛЕТ / Н.Е. Харламенкова, Д.А. Никитина, Е.Н. Дымова, Н.Е. Шаталова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 20. – № 1. – С. 151-167