Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого

Харламенкова Наталья Евгеньевна, Никитина Дарья Алексеевна
Человек ВАК SCOPUS IF 0,300 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Обсуждаются результаты теоретико-эмпирического исследования представлений ребенка и подростка о стрессовых ситуациях, переживании специфических эмоций и совладании со стрессом в их сравнении с характеристиками взрослыми детского и подросткового стресса. Общими для детей и подростков являются ситуации оценки и беспомощности. В зависимости от уровня переживаемого стресса дети выделяют ситуацию утраты, а подростки - переживание оставленности или покинутости. В переживании стрессовых ситуаций определены сопряженные с ними эмоции и стратегии совладания со стрессом. Показано, что детям свойственно переживание страха, подросткам - страха, тревожности и обиды. Феномен замещения стрессора (стрессовой ситуации) субъективными переживаниями страха, тревожности, гнева, обиды обнаружен в обеих возрастных группах, но существенно более выражен в детской выборке. Профили стратегий совладания со стрессом как способов редукции напряжения и достижения антистресса детьми и подростками демонстрируют наибольшее сходство по сравнению с оценкой ими типа стрессовых ситуаций и переживания эмоций. Типичными стратегиями совладания с трудными ситуациями являются Отвлечение, Социальная поддержка (поддержка друга) и Решение проблем. Выявлены различия между собственными оценками стресса и копинг-стратегий детьми и подростками и оценками взрослых людей. Взрослый склонен инфантилизировать как ребенка, так и подростка, приписывая ребенку такие стратегии совладания с трудностями как Социальная поддержка (поддержка родителя), Разрядка и Отвлечение, а подростку - Друзья, Социальная поддержка и Разрядка. В заключении статьи определены перспективы исследования детского и подросткового стресса, которые связаны с построением иерархических моделей стресса и копинг-стратегий у детей и подростков, включающих в себя как осознаваемые, частично осознаваемые, так и неосознаваемые характеристики стрессогенности и ресурсности ребенка разного возраста в переживании и успешном проживании повседневных жизненных проблем.
ЦИТАТА
Харламенкова, Н.Е. Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого / Н.Е. Харламенкова, Д.А. Никитина // Человек. – 2023. – Т. 34. – № 4. – С. 76-96
АВТОРЫ

Харламенкова Наталья Евгеньевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Заместитель директора по научной работе

Публикаций в поиске

318
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС POSTTRAUMATIC STRESS ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Никитина Дарья Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

63
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС POSTTRAUMATIC STRESS МЕНИНГИОМА
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2019 год

2014 год

2016 год