Городская идентичность и образ будущего в двух городах: фактор поколения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Городская идентичность и образ будущего в двух городах: фактор поколения

Емельянова Татьяна П., Викентьева Ева Н., Тарасов Семён В.
Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование ВАК IF 0,369
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу городской идентичности и образа будущего в четырех поколениях жителей двух городов - Москвы и приполярного моногорода Сургута. Предполагается, что образ будущего и городская идентичность являются показателями социального самочувствия представителей разных поколений, их ожиданий и опасений. Исследование проводилось посредством онлайн-опроса, N=644. Жителей Москвы - 358 чел., жителей Сургута - 285 чел. Выборки разделены на подгруппы по поколениям: Беби-бумеры, X, Y и Z. Применялись методики: «Шкала идентификации с городом» (Lalli М.), авторская модификация методики «Семантический дифференциал», включающей 8 шкал, направленных на изучение отношения к будущему города, ассоциативная методика. Результаты исследования показали, что поколение Беби-бумеров обоих городов в наибольшей степени связывает свое будущее с городом, а представители поколения Z двух городов меньше других поколений идентифицируют себя с городом проживания и реже других поколений связывают с ним свое будущее. Высокий уровень городской идентичности в Москве, которую горожане воспринимают (по данным СД) в позитивных категориях, включает и позитивное восприятие собственного будущего в городе (предсказуемое, светлое, исполненное надежд, осмысленное, насыщенное событиями). Общий показатель городской идентичности у жителей Сургута значимо ниже. В сургутской выборке негативно окрашенные эмоциональные категории наиболее сближаются с категорией, отражающей жизненный уклад горожан в будущем («Бедное событиями»). Однако, несмотря на кардинальные различия условий жизни в двух рассматриваемых городах, элементы образа идеального города в основном схожи. У сургутян значимыми (в сопоставлении с ожиданиями москвичей) оказались пожелания, относящиеся к средовым возможностям для детей и молодежи, а также к требованиям комфорта. Выдвигаются социально-психологические объяснения поколенческих различий в уровне городской идентичности и характере образа будущего по отношению к городу, намечаются перспективы дальнейших исследований.
ЦИТАТА
Емельянова, Т.П. Городская идентичность и образ будущего в двух городах: фактор поколения / Т.П. Емельянова, Е.Н. Викентьева, С.В. Тарасов // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2022. – № 4. – С. 57-78
АВТОРЫ

Емельянова Татьяна Петровна

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

196
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ SOCIAL REPRESENTATIONS КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2010 год

2010 год

2011 год