Развитие рефлексивных способностей студентов - будущих учителей начальных классов | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Развитие рефлексивных способностей студентов - будущих учителей начальных классов

Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич, Костригин Артем Андреевич
Перспективы науки и образования ВАК SCOPUS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Введение. Проблема развития рефлексивных способностей в процессе профессионального обучения педагога является актуальной ввиду формирования субъектной позиции студента как одного из значимых результатов обучения в вузе. Особый исследовательский интерес вызывает изучение влияния развития профессионального интеллекта на рефлексивные способности студентов - будущих учителей начальной школы. Цель статьи - оценить влияние профессионального обучения на развитие рефлексивных и когнитивных способностей студентов - будущих учителей начальной школы. Материалы и методы. Выборка исследования состояла из 104 студентов педагогического университета, обучающихся по профилю «Начальное образование». Рефлексивные способности оценивались тестом рефлексии деятельности В.Д. Шадрикова, С.С. Кургиняна. Интеллектуальные способности измерялись с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. Данные были проанализированы методами первичной описательной статистики, непараметрическим критерием U-Манна-Уитни, методами линейной и ранговой корреляции r-Пирсона и r-Спирмена соответственно. Результаты исследования. Установлен парциальный характер развития параметров рефлексии деятельности, проявляющийся в том, что разные задачи профессионального обучения требуют интенсификации отдельных рефлексивных способностей. Начало профессионального обучения (1 курс) связано с более интенсивной рефлексией мотивации и целеполагания, что объясняется потребностью в соотнесении ожиданий с реальными условиями обучения в вузе; включение в длительную и интенсивную педагогическую практику (3 курс) актуализирует рефлексию предметных и субъективных условий деятельности, а также способов решения педагогических ситуаций. Обнаружено противоречие между ростом в процессе обучения уровня интеллектуальных способностей и снижением рефлексии учебно-профессиональной деятельности - около 80% значимых корреляционных связей между параметрами интеллекта и рефлексии носят отрицательный характер. Это свидетельствует как о специфике профессиональной подготовки учителя начальных классов, так и о необходимости снижения объема репродуктивной работы в процессе учебно-профессиональной деятельности. Заключение. Результаты исследования имеют важное практическое значение для организации и совершенствования процесса профессиональной подготовки студентов - будущих учителей начальных классов. Стратегия формирования рефлексивных способностей должна носить нелинейный характер, учитывающий не только индивидуальные особенности студента, но и специфику задач, решаемых на разных этапах профессионального обучения.
ЦИТАТА
Мазилов, В.А. Развитие рефлексивных способностей студентов - будущих учителей начальных классов / В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко, А.А. Костригин // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 3 (57). – С. 470-485
АВТОРЫ

Костригин Артем Андреевич

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

409
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ HISTORY OF PSYCHOLOGY PSYCHOLOGY
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2016 год

2019 год

2015 год