АННОТАЦИЯ
В статье анализируются советские учебники и учебные пособия по психологии 1920-1930-х гг. до Постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г. Рассматриваются работы К. Н. Корнилова, В. А. Артемова, Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, Н. Ф. Добрынина, А. Р. Лурии, П. С. Любимова, С. М. Василейского, А. А. Гайворовского, С. М. Вержболовича, А. П. Болтунова, Г. Е. Шумкова. Среди учебных и учебно-методических изданий обсуждаются учебники, практикумы, хрестоматии, пособия и руководства. Основное ядро учебных публикаций составляют работы, написанные сотрудниками Московского государственного института экспериментальной психологии под руководством К. Н. Корнилова. Это отражалось на теоретико-методологических принципах, на которых стояли авторы при разработке своих учебных пособий: во многих из них центральным было понятие реакции, а трактовка различных психических явлений осуществлялась с позиций реактологии. Вторая группа учебных работ в качестве опоры использовала другие распространенные в то время психологические подходы - зарубежная гештальт-психология, дореволюционная российская эмпирическая и экспериментальная психология, советская рефлексология. Однако с начала 1930-х гг. и после реактологической дискуссии 1931 г. учебные разработки в рамках реактологии и других оригинальных психологических направлений были практически свернуты. Последний учебник изучаемого периода, изданный К. Н. Корниловым в 1934 г., стал своеобразным переходом от периода теоретико-методологического плюрализма в советской психологии к однородному полю психологической науки и образования на основе марксизма. Рассмотрение советских учебных пособий по психологии 1920-1930-х гг. позволяет не только анализировать характеристики психологического образования этого периода, но и определять их теоретико-методологические основания, на которых строился учебный курс или учебно-методическое издание.
ЦИТАТА
Стоюхина, Н.Ю. Из истории преподавания психологии: первые советские учебники 1920-1930-х гг / Н.Ю. Стоюхина, А.А. Костригин // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 2 (125). – С. 115-125