АННОТАЦИЯ
Статья содержит обзор западной социально-психологической литературы на тему роли медиа в формировании солидарности в условиях пандемии COVID-19. Цель - провести ревизию актуальных в пандемию концептов солидарности с психологическим содержанием. Солидарность рассматривается как сложный социально-психологический конструкт, основанный на представлениях о справедливом мироустройстве, эмпатии, позитивной личной и групповой идентичности, опыте взаимопомощи. Европейский подход к изучению солидарности остается ценностно-нормативным, американский - прагматическим, построенным на научении и опыте, соответственно различаются стратегии медиа в условиях пандемии: продвижение ценностей жизни, взаимопомощи, идеализация героев (врачей, волонтеров), с одной стороны, информирование, организация помощи, тренинги и обучение персонала - с другой. Показано, что в кризисные моменты медиа могут оказывать негативное воздействие на аудиторию, усиливать тревожность, стресс, неадекватное поисковое поведение у вторичных (информационных) жертв катастроф, терактов, стимулировать отрицательную («против») солидарность. Недооценивается роль социальных сетей в консолидации групп: виртуальные слабые и латентные связи интенсифицируются в условиях пандемии, могут быть использованы для информирования и проведения тренингов. В стратегии работы медиа в период пандемии должны входить научнообоснованное просвещение, формирование и усиление солидарных установок в обществе в тесном контакте с академическими институтами.
ЦИТАТА
Маховская, О.И. Потенциал медиа в формировании солидарности во время пандемии COVID-19: обзор западной социально-психологической литературы / О.И. Маховская // Человек: образ и сущность. – 2022. – № 2 (50). – С. 7-23