АННОТАЦИЯ
Ставится задача разработки психологически обоснованных рекомендаций для медиа по формированию солидарных установок у населения во время пандемии. Анализируются официальные новости, неформальные сообщения в соцсетях, сетки и программы телевещания в первый месяц пандемии в России. Выделяются психологические факторы солидарности, которая рассматривается как сложный социально-психологический конструкт, включающий представления о справедливом мироустройстве, эмпатию, позитивную идентичность и личный опыт взаимопомощи. Информирование о различных, иногда взаимоисключающих, факторах пандемии (медицинских, генетических, политических, демографических, миграционных, экономических, региональных и т. д.) может привести к когнитивному диссонансу в восприятии информации, деморализовать членов общества. Отмечается, что СМИ недооценивали культурные и психологические факторы пандемии, не ставили задачу формирования навыков солидарности у детей и взрослых. Анализ сетки федерального телеканала «Карусель» за апрель 2020 г. показал рост развлекательных и снижение просоциальных программ, преобладание тактик отвлечения внимания от пандемии. Предлагаются рекомендации по стратегиям и тактикам воздействия на аудиторию, субъектность которой наряду с паникой нарастает в условиях пандемии.
ЦИТАТА
Маховская, О.И. Стратегии и тактики информирования населения в начале пандемии в России: психологический потенциал солидарности / О.И. Маховская. В сборнике: Влияние пандемии на личность и общество: психологические механизмы и последствия. – 2021. – С. 400-418