АННОТАЦИЯ
В статье анализируется понятие «жизнеспособность замещающей семьи» в нескольких теоретических парадигмах, с акцентом на ресурсном подходе к изучению этого предмета в психологии. Утверждается, что знание замещающей семьи о ее ресурсах позволяет ей на любом этапе развития в сложных жизненных ситуациях обращаться к ним, формируя навык применения того или иного защитного фактора, что способствует жизнеспособности семьи. Обращается внимание на то, что исследований, посвященных изучению ресурсов замещающей семьи, проводится неоправданно мало, что не позволяет семье опираться на научно обоснованные знания для формирования своей жизнеспособности. Отмечается, что наблюдается уверенный тренд в разработке общепсихологической концепции жизнеспособности человека и семьи. Приводится определение жизнеспособности замещающей семьи в парадигме двух моделей: медицинской и социальной, представлены характеристики, относимые к замещающим семьям. В заключении ставится вопрос для будущих исследований о позиции замещающей семьи, воспитывающей сироту и формирующей его жизнеспособность: субъекта или объекта социального взаимодействия.
ЦИТАТА
Махнач, А.В. Жизнеспособность замещающей семьи / А.В. Махнач // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 369-377