АННОТАЦИЯ
В статье проводится анализ работ по изучению исторических личностей в различных социогуманитарных науках, таких как история, философия, литературоведение, психология. Рассматриваются различные подходы к биографическим исследованиям: психоанализ, психоистория, психиатрия, историческая психология. Констатируется возрастающий интерес к биографическим исследованиям как в науке, так и в массовом сознании. В исторической психологии личность изучается с различных позиций: с точки зрения ее гениальности, направленности, правового сознания как представителя нравственной элиты и т. п. Делается вывод об отсуствии единого метода исследования исторической личности в психологии. Автор предлагает комплексную реконструкцию жизненного пути и психологических характеристик исторической личности как метод исторической психологии, в основу которого положены структурно-динамическая модель человека Б. Г. Ананьева, субъектно-деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, представления Б. Ф. Ломова о системной детерминации психики, процедура психолого-исторической реконструкции, позволяющая объединить при исследовании различные методы (моделирования, биографический метод, праксиметрический метод, количественные методы и др.). Предложенный метод позволит изучить историческую личность всесторонне, в динамике, включенной в целостную систему общественных отношений, а также вскрыть особенности ее развития в контексте исторического времени. Различные иерархически организованные структуры (индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность) охватывают все уровни отношений и взаимодействий человека и исполняемые им функции и роли в процессе проживания жизни на каждом этапе его развития. Подобное исследование выходит на уровень системной реконструкции жизненного пути исторической личности как целостного явления, не теряя при этом комплексной методологической основы.
ЦИТАТА
Холондович, Е.Н. Комплексная реконструкция жизненного пути и психологических характеристик исторической личности как метод исторической психологии / Е.Н. Холондович // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 4 (121). – С. 97-109