Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта) | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта)

Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П.
Психологические исследования ВАК IF 1,169
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2019
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 16
АННОТАЦИЯ
Представлены результаты психометрической проверки нового инструмента измерения эмоционального интеллекта как способности - теста эмоционального интеллекта (ТЭИ), построенного на основе модели ЭИ Дж.Мэйера, П.Сэловея и Д.Карузо (J.D.Mayer, P.Salovey, D.R.Caruso) и психоэволюционной теории эмоций Р.Плутчика (R.Plutchik). При разработке ТЭИ были учтены проблемы, возникшие в результате адаптации и стандартизации методики MSCEIT. По сравнению с методикой MSCEIT в методике ТЭИ на один раздел больше. Этот раздел (9а,б) направлен на измерение способностей в области эмоционального интеллекта сразу по двум ветвям: идентификация эмоций и понимание эмоций, что позволяет оценить понимание динамики изменений эмоциональных состояний в ситуации взаимодействия. В разделах, относящихся к идентификации эмоций («Лица» и «Изображения»), создан собственный, оригинальный стимульный материал. Внесенные в методику изменения нивелируют проблемы, возникшие в процессе адаптации и стандартизации русскоязычной версии методики - прототипа MSCEIT. В апробации методики ТЭИ приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет. Описаны показатели нормальности распределения, структурной и теоретической валидности, надежности. Факторный анализ, как эксплораторный, так и конфирматорный, позволяет говорить, что теоретическая структура методики ТЭИ, выделяющая 4 ветви эмоционального интеллекта, соответствует теоретической модели, на основе которой тест был построен. При этом, однако, домен стратегического интеллекта хуже описывается с помощью факторных моделей, по сравнению с доменом опытного эмоционального интеллекта. Результаты психометрической проверки методики ТЭИ позволяют сделать вывод о валидности и надежности методики ТЭИ как психодиагностического инструмента, позволяющего измерять актуальный уровень развития эмоционального интеллекта.
ЦИТАТА
Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта) / Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная, И.И. Ветрова, Ю.П. Мигун // Психологические исследования. – 2019. – Т. 12. – № 63. – С.
АВТОРЫ

Ветрова Ирина Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

89
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ EMOTIONAL INTELLIGENCE

Сергиенко Елена Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

504
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2022 год

2017 год

2019 год