АННОТАЦИЯ
В данной работе мы хотим проверить идею о том, что эмоции в конце решения инсайтной задачи связаны с ожиданиями относительно результатов решения. Мы предполагаем, что эмоции будут меняться в зависимости от сформированности ожиданий: когда ожидания не сформированы, задача нова для испытуемого, его решение не только не сопровождается ага-реакцией, но в нем присутствуют негативные эмоции; при продолжении решения схожих задач ожидания корректируются - и решение сопровождается ага-переживанием, но затем (при многократном решении схожих задач) решение не будет сопровождаться эмоциями. Время решения будет демонстрировать немного иную динамику: чем больше схожих по принципу задач решит испытуемый, тем ниже будет затрачиваемое время. Для проверки идеи мы взяли две группы испытуемых, решавших (1) разные инсайтные задачи (контрольная группа) и (2) задачи на один принцип (экспериментальная группа). Мы замеряли время решения и оценки инсайтности по субъективным опросникам. Было обнаружено снижение времени решения задач в обеих группах. Группы не различаются ни по инсайтности, ни по времени решения, что мы интерпретируем в пользу того, что испытуемые строят ожидания и научаются решению задач в целом, а не извлекают специфические знания для одного типа задач.
ЦИТАТА
Савинова, А.Д. В ожидании чуда: эмоции, ожидания и инсайтные задачи / А.Д. Савинова, С.Ю. Коровкин. В сборнике: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. – 2021. – С. 381-387