АННОТАЦИЯ
Более столетия состояние психологии характеризуется как кризис (кризис методологии). Настоящее состояние социальных объектов, выступающих для нас предметами исследования, характеризуется возрастающей динамичностью, изменчивостью. Современность - в ее типичных объектах, обстоятельствах проведения научно-исследовательских работ (НИР) ординарными исследователями - чаще остается вне поля внимания методологов и историков науки. Изменения условий проведения НИР в современных организациях, которые уже сегодня вырастают в серьезную научную и научно-практическую проблему, мы условно называем «методами и методологией полевых исследований». Названная проблема еще маскируется и сильно сглаживается доминированием в отечественной психологии исследований на модели учебных групп (школьников, студентов), то есть в сравнительно несложных условиях. Но спектр научно-исследовательских и практических задач много шире; выраженное смещение на обследования преимущественно учебных групп - смещение в пространства «доступности и комфорта» - ведет к эрозии дисциплины. Цель нашего исследования - историко-теоретический анализ методологических, методических и организационных аспектов проведения НИР в современной организации. Методы - анализ научной литературы, психодиагностика, рефлексия опыта научной и практической работы НИР в современных организациях. Резюмируется, что 1) взаимосвязаны состояние методологии дисциплины, понимание ее метода, предмета и технологии проведения актуальных научных исследований, объяснения полученных результатов; 2) даже при строго заданных условиях диагностики, при наличии административных ресурсов методологические и методические проблемы сохраняются и воспроизводятся; 3) вопросы диагностики в пространстве-времени современных организаций переводят эти сложности в статус «проблем в квадрате», «проблем в кубе»; 4) одним из наименее разработанных вопросов психодиагностики выступает вопрос «ситуации».
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Методы и методология полевых исследований: открытые вопросы. Часть 1 / В.А. Толочек // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 2 (119). – С. 69-79