АННОТАЦИЯ
Исследование было направлено на проверку того, каково соответствие между характеристиками решения текстовых задач индивидами и индивидуально-психологическими свойствами последних. Предполагалось, что способы решения текстовых задач являются результатом взаимодействия индивидов с предметной областью и формируются в ходе научения. Способы решения представлены как новые компоненты структуры индивидуально-специфического опыта, проявляющиеся в характеристиках решения. Цель исследования состояла в выделении семейств решений, группируемых по их характеристикам (время решения, правильность ответа и др.), и оценке однородности каждого семейства по характеристикам решения. Эти семейства сопоставлялись с индивидуально-психологическими свойствами. В исследовании приняли участие 83 человека (28 мужчин и 55 женщин 17-40 лет; медиана возраста - 19); применялся набор текстовых задач («Рыцари и лжецы», «Соответствие», «Моральные дилеммы», анаграммы), тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена и опросник «Шкала аналитичности-холистичности». В результате было установлено, что: а) индивиды, использующие различающиеся семейства решений, обладают несхожими психологическим характеристиками; б) семействам решений соответствуют не отдельные индивидуально-психологические характеристики, а их совокупность. Были выделены четыре группы испытуемых, характеризующиеся специфическим сочетанием психологических характеристик и семейств решений. Главным результатом является обнаружение соответствия между индивидуально-психологическими свойствами участников исследования и специфическими способами решения ими текстовых задач.
ЦИТАТА
Тищенко, А.Г. Дескрипторы способов решения текстовых задач: соотношение с индивидуально-психологическими характеристиками / А.Г. Тищенко, В.В. Апанович, Ю.И. Александров // Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 135-147