АННОТАЦИЯ
В статье сопоставлены две линии развития теории С.Л. Рубинштейна. Первая из них связана с деятельностью ученика и постоянного сотрудника Рубинштейна, после его смерти директора Психологического института РАН А.В. Брушлинского, вторая - с деятельностью последней студентки С.Л. Рубинштейна Д.Б. Богоявленской. Если Брушлинский вводит понятие немгновенного инсайта , которым помечает инсайт, подготовленный предшествующим процессом мышления, то Богоявленская обосновывает мгновенность инсайта, описывая «вертикальную» структуру процесса мышления и соответствующий ей язык; Брушлинский вводит термин «искомое» для обозначения цели поиска решения поставленной задачи - Богоявленская идет дальше и выявляет способность субъекта к развитию деятельности по его инициативе после нахождения такого решения; Брушлинский развивает субъектно-деятельностный подход к анализу мышления - Богоявленская реализует рубинштейновский принцип творческой самодеятельности , развивая философско-психологическую теорию учителя и ее методологическое богатство.
ЦИТАТА
Абульханова, К.А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова // Вопросы философии. – 2021. – № 9. – С. 75-81