АННОТАЦИЯ
На основе теоретического анализа литературы впервые описаны два критерия, характеризующие аналитические и холистические задачи: пошаговость решения и возможность дробления задачи на отдельные элементы. Аналитические задачи описываются как задачи с пошаговым решением и сравнительно небольшим количеством альтернатив. Холистические задачи описываются как задачи, требующие симультанного решения и несчетного числа альтернатив. При опоре на эти критерии были отобраны по три типа аналитических («Рыцари и лжецы», задачи на соответствие, «Выделение существенных признаков») и холистических (Анаграммы, Моральные дилеммы, задача на ассоциации) задач. В исследовании приняли участие 84 испытуемых, разделенные с помощью шкалы аналитичности-холистичности на аналитичную (N = 38) и холистичную (N = 46) группы; респонденты решали предлагаемые задачи в индивидуальном порядке. Было показано, что блоки аналитических и холистических задач обладают высокой степенью внутренней согласованности (стандартизированная альфа равна 0,77 и 0,68 соответственно), что говорит об их внутренней консистентности. Также было показано, что обобщенные показатели решения задач значимо коррелируют с аналитичностью-холистичностью решавших их испытуемых, что подтверждает их валидность относительно аналитичности-холистичности. Сделан вывод о возможности теоретического и эмпирического выделения задач, успешность решения которых связана с аналитичностью-холистичностью мышления. Полученные результаты интерпретируются с позиций системно-эволюционного подхода, а аналитичность-холистичность рассматривается как отображение элементов культур разного типа.
ЦИТАТА
Конструирование блоков аналитических и холистических задач и их эмпирическая проверка / В.В. Апанович, А.Г. Тищенко, В.В. Знаков, Ю.И. Александров // Вопросы психологии. – 2020. – № 4. – С. 142-154