СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Уланова Анна Юрьевна
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология ВАК IF 0,487
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Совместное изучение эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции позволяет рассматривать как индивидуальные различия в понимании и управлении эмоциями, так и когнитивные процессы, с помощью которых осуществляется регуляция. Исследование способности к управлению эмоциями становится особенно актуальным применительно к подростковому возрасту, который отличается эмоциональной уязвимостью и риском возникновения отклоняющегося поведения, т.к. обусловливает особенности социально-эмоциональной адаптации. Фокус работы направлен на изучение способностей, относящихся к эмоциональному интеллекту, в соотношении с когнитивными компонентами эмоциональной регуляции, а именно способами и стратегиями реагирования, которые преобладают в поведении подростков. В исследовании приняли участие 72 респондента в возрасте 14-16 лет. В результате анализа данных показана специфика когнитивной регуляции эмоций и эмоционального интеллекта у детей старшего подросткового возраста. Респонденты из группы с высоким показателем развития эмоционального интеллекта чаще прибегали к эффективным стратегиям регуляции эмоций, а показатели использования деструктивных стратегий снижались. Участники с низким эмоциональным интеллектом примерно в равной степени прибегали к использованию эффективных и деструктивных стратегий. Было показано, что эффективное управление эмоциями сопряжено с использованием таких стратегий, как создание позитивного значения произошедшего события или переключение на более приятные мысли. Деструктивные стратегии регуляции эмоций имели отрицательные взаимосвязи с эмоциональным интеллектом: наибольшее количество корреляций выявили стратегии «Катастрофизация» и «Руминации», связанные также, согласно литературным данным, с проявлениями депрессии. Полученные результаты проясняют специфику взаимосвязей когнитивной регуляции эмоций и эмоционального интеллекта у старших подростков, а также позволяют уточнить вклад данных способностей в становление их психологического благополучия.
ЦИТАТА
Уланова, А.Ю. СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ / А.Ю. Уланова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2021. – № 1. – С. 97-107
АВТОРЫ

Уланова Анна Юрьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

62
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО THEORY OF MIND ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2019 год

2009 год

2020 год

2017 год