АННОТАЦИЯ
Проведенная аналитическая работа базируется на широком определении эмпатии как совокупности психологических и поведенческих ответов на опыт другого человека (Davis, 2004). В практике исследований эмпатии идентифицированы две разнонаправленные тенденции. Центробежная тенденция фрагментирует эмпатию на множество независимых конструктов, одна часть которых группируется у полюса автоматических эмоциональных процессов («эмоциональное заражение», «эмоциональная мимикрия», «эмоциональная имитация»), а другая - у полюса метакогнитивных процессов («эмоциональный интеллект», «теория психического», «ментализация», «mind-reading», «perspective-taking»). Центростремительная тенденция направлена на интеграцию релевантной эмпатии феноменологии в целостные модели, большинство из которых носит двухпроцессный характер. Основными методологическими проблемами существующих двухпроцессных моделей являются, во-первых, разделение форм эмпатии по содержанию результирующего психического процесса на так называемые эмоциональную эмпатию и когнитивную и, во-вторых, сужение функционала эмпатии к индукции помогающего поведения. В качестве альтернативы сформулирована функциональная гипотеза относительно антропогенетической задачи эмпатии, согласно которой она является исходно морально нейтральной и складывается в культурной эволюции как средство организации двух качественно специфичных форм совместной деятельности. Линия развития эмпатии как психологического средства объединения членов группы в единого протагониста в рамках моноролевой совместной деятельности требует достижения временной эквивалентности эмоционального состояния объекта и субъекта эмпатии. Данный тип эмпатии по цели его реализации был назван «эмпатия-отождествление». Линия развития эмпатии как психологического средства конструирования полиролевой совместной деятельности, наоборот, предполагает одновременное сосуществование двух качественно различных перспектив, где эмпатирующий субъект стремится создать в своем сознании репрезентацию модели состояния сознания познаваемого субъекта. Данный тип эмпатии назван «эмпатией-моделированием». Следствием гипотезы о различных целях этих типов эмпатии в культурной эволюции является тезис о своеобразии систем сообразных им культурных средств при становлении эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования как высших психических функций.
ЦИТАТА
Нуркова, В.В. Эмпатия-отождествление и эмпатия-моделирование: о культурном конструировании двух модусов совместной деятельности / В.В. Нуркова // Вопросы психологии. – 2020. – № 3. – С. 3-13