АННОТАЦИЯ
Статья посвящена малоизученной проблеме параметров сложности отдельных заданий теста. Многозначность и недостаточная определенность понятия “сложность” задания приводит к смешению разнородных проблем в области разработки и оценки средств психодиагностики. В статье последовательно раскрывается содержание понятия “сложность” в рамках различных теорий тестирования: классической теории тестирования и в теории латентных черт. Дается определение понятию “сложность” задания для разных типов тестирования: линейного, многоступенчатого и адаптивного. В статье рассмотрены различные коннотации понятия “сложность”. Показано разнообразие характеристик сложности в рамках науки о сложности (complexityscience), в различных когнитивных и лингвистических исследованиях. Отмечено, что “сложность” и “трудность” задания - близкие, но не совпадающие понятия, в статье предпринята попытка их разведения и переформулирования. В связи с этим сложность отдельного задания теста рассматривается как конструкт, составляющие части которого представляют отдельные параметры. Описаны основные параметры сложности заданий тестов интеллекта: количество однородных и/или разнородных элементов задания, количество нерелевантных элементов, количество операций (правил), производимых с элементами задачи, сочетание разных типов стимульного материала, изменение нескольких признаков элементов задания, использование различных типов ответов, временные ограничения на выполнение задания, динамика вариативности условий, нарушение принципов хорошей формы, “выпуклость” элементов, количество дистракторов, нетранзитивность объектов, игровые компоненты в структуре заданий, использование в задачах контекста разной степени конкретности. Варьирование описанными параметрами сложности позволяет конструировать задания теста с заданной вероятностью правильного ответа.
ЦИТАТА
Воронин, А.Н. Параметрическая сложность заданий в тестах интеллекта / А.Н. Воронин, Н.Б. Горюнова // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41. – № 6. – С. 26-34