АННОТАЦИЯ
Исследование, представленное в статье, посвящено теоретическому и методологическому обоснованию целесообразности применения понятия «жизнеспособность горожан» в изучении социальной психологии города. Проведен междисциплинарный анализ подходов к исследованию проблемы «человек и город». Отмечено, что введение в научный оборот понятия «жизнеспособность горожан» позволит, с одной стороны, с новых позиций изучить факторы и механизмы ресурсов жизнедеятельности разных групп жителей городов, а с другой - позволит расширить предметную область психологии больших социальных групп. Была поставлена задача включить категорию «жизнеспособность горожан» в существующий тезаурус понятий, используемых при изучении социальной психологии города. Показано, что существующие направления исследования восприятия города, социальных представлений жителей, удовлетворенности жизнью в городе, подходы через феномены идентичности и ценностей горожан с разных сторон обеспечили понимание многообразия психологических факторов жизнедеятельности горожан. Констатируется, что актуальной становится проблема аккумуляции этих знаний с помощью введения понятия, синтезирующего различные аспекты социальной психологии горожан. Показано, что эту роль может выполнить понятие жизнеспособности горожан, которое в силу своей многоаспектности будет полезным для изучения потенциала, обеспечивающего продуктивное и проактивное начало в жизнедеятельности больших социальных групп горожан (возрастных, этнических, религиозных, профессиональных и др.). Выделены такие компоненты жизнеспособности больших групп горожан, как когнитивный, ценностно-аффективный и мотивационно-волевой. Обсуждается содержание каждого из этих компонентов и предлагаются пути их эмпирического исследования при сравнении жизнеспособности жителей городов с различными экономическими, географическими, экологическими и культурными характеристиками.
ЦИТАТА
Дробышева, Т.В. Жизнеспособность горожан: содержание понятия, теоретические и эмпирические возможности его применения / Т.В. Дробышева, Т.П. Емельянова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – Т. 9. – № 3 (35). – С. 232-240