АННОТАЦИЯ
Обсуждается прикладной аспект использования теории отношений при анализе взаимодействия человека-субъекта с активным социальным объектом, имеющим собственный потенциал субъектности. Определяется набор значимых для человека объектов (человек, семья, группа, организация, страна, малая родина, этнос, мир, Бог), с которыми человек вступает во взаимодействие (реальное и/или воображаемое и виртуальное), в результате чего формирует отношение к каждому из них. Такое отношение состоит из четырех компонентов - ценностного, когнитивного, эмотивного и поведенческого. Ценностный компонент отношения определяется тем, насколько объект позволяет человеку реализовать основные жизненные ориентации - дефицитарную, на самореализацию и духовную. В соответствии с этим объект имеет для субъекта дефицитарную полезность, выступает условием его самореализации и служит для него источником духовности. Когнитивный компонент содержит в себе образ активного социального объекта, относящийся к категории терминальных и позволяющий обосновать требования к нему (адекватность и продуктивность реального и идеального образов, полнота и непротиворечивость, стабильность, культуросообразность, драматичность, прогностичность). Три составляющих эмотивного компонента отношения человека к активному социальному объекту (комфорт; чувство радости; высшие чувства, чувство долга) соответствуют трем жизненным ориентациям и могут быть представлены в любви к этому объекту. Поведенческий компонент реализуется в готовности к определенному поведению: а) дефицитарному (субъект-объектному), основанному на взаимной выгоде; б) самореализационному (субъект-субъектному), предполагающему условия и свободу в реализации потенциала человека; в) духовному (объект-субъектному), имеющему форму служения.
ЦИТАТА
Грачев, А.А. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К АКТИВНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ОБЪЕКТУ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ / А.А. Грачев // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5. – № 2 (18). – С. 419-442