АННОТАЦИЯ
Рассматривается проблема доверия и недоверия недостоверной информации, распространяемой в Интернете. Обсуждаются вопросы природы фейковых сообщений, психологических механизмов возникновения и распространения фейков, психологических характеристик и мотивации распространителей недостоверной информации и др. Также уделяется внимание методам распознавания фейков, как экспертным, так и выполняемым программами искусственного интеллекта. Представлены результаты исследований, проводимых в ряде исследовательских организаций США, в частности, в Массачусетском Технологическом Институте, в Мичиганском институте науки о данных, университете Ланкастера, Калифорнийском университете, университете штата Огайо, университете штата Северная Каролина и др. Представлено описание отличий распространяемой в Интернете недостоверной информации от достоверной, а также данные о влиянии социальной среды и когнитивных ошибок пользователей на распространение недостоверной информации. Рассмотрено влияние фейков на отношение к известным рекламным брендам. Исследования показывают, что ложные новости, например, в социальной сети Twitter, распространяются намного быстрее, чем правдивые, и в гораздо большем объеме. Было установлено, что распространение фейковой информации почти не связано с ботами, запрограммированными на ее распространение. В наибольшей степени это определяется именно действиями людей. Отмечается, что, поскольку исследования доверия и недоверия информации в Интернете представляют огромный интерес для бизнеса, их результаты оказываются малодоступными широкой общественности. Это делает исследования по данной проблематике крайне актуальными для социальной и экономической психологии.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ / А.Н. Лебедев // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5. – № 2 (18). – С. 365-389