АННОТАЦИЯ
В статье анализируются психологические факторы эффективности противодействия распространению фейковой информации в социальных сетях. Выделяются психологические механизмы, снижающие действенность опровержения дезинформации (эффекты обратного действия, «консенсуса экспертов», эмоционального заражения, дезинформации и др.). Рассматриваются существующие подходы к противодействию дезинформации, в том числе: гибридный (сочетания метод проверки человеком и метод машинного обучения), функциональный (сочетание анализа учетных записей пользователей, их сообщений и контекстного метода) и сетевой (сочетание возможностей методов на базе искусственного интеллекта и экспертных оценок). Приводятся результаты апробации опросника «Отношение личности к дезинформации в социальных сетях». Показано, что характеристики отношения интернет-пользователей к дезинформации как социальному явлению и тем или иным способам борьбы с ней, действительно, связаны с доверием к опровержениям и способностью к распознаванию фейков. Приводятся результаты серии экспериментов, проведенных среди пользователей социальных сетей, склонных к пересылке фейковых сообщений (N = 1208) с целью изучения роли персонализации источника опровержения, конспирологичности опровергающего сообщения и его эмоциональности в противодействии дезинформации. Показано, что опровержение, облеченное в форму конспирологического предупреждения, является более эффективным, чем опровержение от официальной организации; а позитивно (юмористически) окрашенное опровержение более эффективно, чем нейтрально окрашенное. Одновременно опровержения менее эффективны, если они внушают страх. Это хорошо согласуется с проведенными ранее исследованиями, показавшими, что при нагнетании тревоги включаются защитные психологические механизмы, приводящие к недооценке угрозы и закреплению первоначальных заблуждений. Предложены рекомендации по повышению эффективности опровержения фейков, распространяемых в социальных сетях. Намечены перспективы дальнейших исследований.
ЦИТАТА
Нестик, Т.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ДЕЗИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / Т.А. Нестик, Е.А. Михеев // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2022. – Т. 7. – № 2. – С. 65-94