АННОТАЦИЯ
Экономический кризис, спровоцированный пандемией вируса COVID-19, оказывает негативное влияние на рынок труда, приводит к сокращению рабочих мест, росту безработицы и необходимости для миллионов людей менять работe и профессию. Спад экономики и неопределенность, связанная с коронавирусом, выступают стрессогенными факторами, оказывающими негативное воздействие на психологическое благополучие субъектов труда, вызывая тревогу, депрессию и появление признаков синдрома безработного. В представленной работе проблема профессиональной ориентации и переориентации в период экономического кризиса анализируется с учетом роли менталитета профессионала. Выделяются основные ресурсы и стратегии, способствующие профориентации, переориентации или поиску работы, которые может использовать субъект трудовой деятельности в период социально-экономического кризиса. Обсуждаются предикторы ресурсности субъекта труда: готовность к переобучению, инициативность, способность принимать решения в ситуациях неопределенности и дефицита времени, быстро и адекватно оценивать происходящие изменения и др. Рассматриваются психологические составляющие программы профориентации и переориентации на основе математических и имитационных моделей рынка труда, среди которых выделяются: формирование профессионально-социальной идентичности, ориентированной на определенный тип профессий, общность мировоззренческих и профессиональных взглядов, норм, правил, традиций сообщества специалистов, а также принципы оценки эффективности трудовой деятельности и др. Учитывая инерционный характер подготовки специалистов, емкость рынка труда, эволюцию профессий в глобальном масштабе, в программу предлагается включить разделы, содержащие способы и приемы нивелирования переживаний и негативных состояний, детерминированных изменением социального и профессионального статуса субъекта труда, создание общественного дискурса, поддерживающего ценность мотивации на труд, ориентацию и способность человека строить свое экономическое благополучие.
ЦИТАТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: НА ПРИМЕРЕ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19 / А.А. Алдашева, А.С. Баканов, М.Е. Зеленова, О.В. Рунец // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5. – № 2 (18). – С. 269-290