АННОТАЦИЯ
Инсайт - это внезапное схватывание решающим сути решаемой задачи, которое может сопровождаться чувством «озарения», или «ага-переживанием». Изучение инсай та в лаборатории сопряжено со значительными трудностями, и полученные к настоящему времени данные достаточно противоречивы. В публикуемой работе задачей было поставлено выявление динамики активности мозга в период, предшествующий возникновению инсайта и сопровождающий его, с помощью теста отдаленных ассоциаций и анализа ЭЭГ-данных на уровне источников электрической активности. Сравнение вариантов решения задач, которые были классифицированы испытуемыми как «инсайтные» или, напротив, как «аналитические», выявило ряд различий на поведенческом уровне и на уровне активности мозга. Инсайтные решения в среднем находились быстрее и в большем количестве случаев были правильными. Активность мозга при решении задач аналитическим способом минимально отличалась от активности мозга при отсутствии решения, что позволяет предположить наличие аналитического способа и в последнем случае. Активность мозга при решении задач с помощью инсайта значительно отличалась от таковой как в неуспешных пробах (трайлах), так и в пробах, где использовалась аналитическая стратегия. На ранних стадиях различия выявлены в основном в дельта-диапазоне в корковых областях, относящихся к дефолтной системе и сетям исполнительного контроля, причем согласно анализу коннективности источники могли быть локализованы в правом полушарии. Активность мозга, предположительно связанная с возникновением в сознании инсайтного решения, выявлена в бета- и гамма-диапазонах в корковых зонах левого полушария, участвующих в семантических процессах и эмоциональном реагировании. В целом выявленные эффекты показывают отчетливые различия в динамике активности мозга при инсайтных и аналитических вариантах нахождения решения и свидетельствуют о перспективности этого направления исследований.
ЦИТАТА
Электроэнцефалографические корреляты инсайта / Г.Г. Князев, А.В. Бочаров, А.Н. Савостьянов, Д.В. Ушаков, Б.М. Величковский // Вопросы психологии. – 2020. – № 1. – С. 119-132