АННОТАЦИЯ
Статья продолжает цикл работ (2017-2019) по проблеме карьеры (профессиональной карьеры). Феномен «профессиональная карьера» в методологии синергетического подхода рассматривается как открытая, неустойчивая система. Предмет исследования: возрастная динамика профессионализма и его составляющих (креативности, стиля деятельности, стиля руководства) у субъектов в возрастном интервале от 25 до 55 лет. Методы исследования: историко-теоретический анализ; квазиизмерения (испытуемым предлагалось оценить динамику своего профессионализма и его составляющих по 9-балльной шкале - от 0 до 8 баллов в разные возрастные периоды - как пройденные, прожитые, т. е. от 25 лет до актуального возраста субъектов, так и прогнозируемые, ожидаемые изменения в будущем, т. е. до 55 лет); методы параметрической статистики. Выборка - государственные служащие (228 чел.) в возрасте 30-54 года (M = 40,4; SD = 5,7), мужчины (132 чел.) и женщины (96 чел.), имеющие стаж работы от 2 до 37 лет (M = 18,2; SD = 6,6) и занимающие должности от рядового специалиста до заместителя министра. В ходе анализа выборка неоднократно разделялась на подгруппы по разным признакам (мужчины / женщины; руководители высшего звена / специалисты; реализованные в семейной сфере / не реализованные). Результаты исследования подтвердили рабочие гипотезы и дали эмпирические основания для выделения десяти новых аспектов проблемы карьеры (возрастной эволюции человека, гетерохронности и неравномерности развития, различий у разных социальных групп, хронологических «точек перелома» и трех фаз эволюции психологических систем, роли социальных установок и др.). Основные выводы: 1) динамика профессионального становления субъектов (ПСС) характеризуется микростадиальностью в продолжение всей профессиональной карьеры. Профессиональная карьера как открытая, неустойчивая система подвержена воздействию разных факторов внешней и внутренней среды субъектов. Динамика ПСС чрезвычайно вариативна, характеризуется периодическим изменением многих психологических структур, различна у представителей разных социальных групп; условия социальной микро- и мезосреды в сочетании с личностными особенностями своеобразно (а не детерминированно) направляют процессы эволюции профессионализма и его составляющих; 2) методология изучения профессиональной карьеры должна развиваться с учетом особенностей исторически эволюционирующих фрагментов социальной действительности; 3) метод квазиизмерений в изучении профессионального становления субъектов можно считать адекватным объекту и предмету исследования, позволяющим решать ряд важных научных и прикладных задач. Результаты квазиизмерений согласуются с литературными данными психологических тестов и опросников.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 2 / В.А. Толочек // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – Т. 9. – № 2 (34). – С. 126-139