АННОТАЦИЯ
При сопоставлении результатов двух серий экспериментов (решения моральных дилемм при варьировании условий социального присутствия) не было обнаружено различий в общей доле поддержки членов «чужих» групп на разных этапах онтогенеза, но был обнаружен более поздний переход к преобладающей стратегии поддержки членов «чужих» групп у детей, решавших дилеммы на планшете по сравнению с детьми, решавшими дилеммы при взаимодействии с экспериментатором. Вероятно, снижение степени социального присутствия может приводить к снижению «сознательного» контроля собственного поведения и сопровождаться процессами временной системной дедифференциации - обратимого снижения вклада более дифференцированных систем индивидуального опыта в реализуемое. Ситуация решения дилемм на планшете является более трудной для детей на разных этапах онтогенеза, так как отсутствует социальное окружение, которое так или иначе транслирует моральные правила. Полученные результаты вносят вклад в понимание специфики социализации в телекоммуникативной среде, а также значения непосредственного контакта со взрослым для понимания и интериоризации моральных норм.
ЦИТАТА
Созинова, И.М. Психофизиологические закономерности решения межгрупповых конфликтных ситуаций при вариации условий социального присутствия / И.М. Созинова, Ю.И. Александров. В сборнике: НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА В КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ - 2019. – 2019. – С. 176-179