Популярное понятие в психологической науке - эмоциональный интеллект - рассматривается как интегративный конструкт, определение и изучение которого началось только в 1990-х годах. Авторами данного термина являются Дж. Мэйер и П. Сэловей. Они определили ЭИ как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (свои собственные и других людей). Принципиальным в концепции эмоционального интеллекта является теоретическое положение о единстве эмоций и когниций, на котором основывается разработка представлений о единстве аффекта и интеллекта С. Л. Рубинштейна и Л. С. Выготского. В работе рассматриваются две различные модели эмоционального интеллекта как способностей и смешанные модели, включающие в данный конструкт личностные особенности. Раскрывается специфика поисков и решений операционализации понятия эмоционального интеллекта и разработки методов его оценки. Раскрыты преимущества задачного метода измерения эмоционального интеллекта (MSCEIT) по сравнению с опросниковыми методами. Описана процедура адаптации MSCEIT на русскоязычной выборке и создания русскоязычного теста эмоционального интеллекта (ТЭИ) на основе модели способностей и психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика. Обсуждаются проблемы методических решений в оценке эмоционального интеллекта. Сравнивается понятие эмоционального интеллекта с понятием социального интеллекта, моделью психического и феноменами социального познания. Обосновывается гипотеза о роли эмоционального интеллекта в регуляции поведения. Показаны возможности реализации понятия эмоционального интеллекта в прикладных программах оценки эффективности бизнеса и профессиональной деятельности человека и создании образовательных программ социально-эмоционального развития.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Эмоциональный интеллект - разработка понятия / Е.А. Сергиенко. В сборнике: Разработка понятий в современной психологии. – 2019. – С. 201-254
В статье обсуждается роль социального и эмоционального интеллекта в развитии и формировании личности. Указывается на недостаточное изучение особенностей личности с выраженной алекситимией в контексте ...
Исследование направлено на оценку успешности решения игровой компьютерной задачи на примере разработанной компьютерной системы “PL-modified” учащимися младшего подросткового возраста в условиях их инд...
Понимание рекламы детьми 3-6 лет впервые изучается во взаимосвязи с развитием модели пси- хического как ментального механизма этого понимания. Сравнивалось понимание коммерческой (реклама детского про...
В исследовании восприятия и понимания интернет-мемов - специфического класса пиктограмм, активно используемых при общении в виртуальной среде, проверялись предположения о возможной связи способности и...