Обсуждаются результаты 34-летнего лонгитюдного исследования контроля умственной работоспособности (УРС) субъекта умственного труда. Анализируются выявленные закономерности и детерминанты. Констатируется вариативность 6-7 типов динамики УРС в хронологически последовательных 2-летних и 4-летних циклах при повторяемости типа динамики в те годы, в которых решались сходные социальные задачи, были сходные субъективно значимые события, сходные “внешние” и “внутренние” условия субъекта. Повторяемость типа динамики объясняется действием механизмов самоорганизации, самовоспроизведения, самоподдержания в процессах УРС. Изменения социально-психологической среды (окружения) и становление новых профессиональных планов субъекта способствует возрастанию УРС. Жесткая социальная среда при сохранности профессиональных перспектив также стимулировала возрастание УРС. Стабилизация условий жизнедеятельности субъекта сопряжена с уменьшением вариативности динамики УРС. Понижение УРС следует за принципиально важными профессиональными достижениями или за нарушением профессиональных перспектив. Обсуждается феномен “умственной работоспособности”. Предлагается его определение как проявляющегося в деятельности состояния физиологических, психических и психологических систем, обеспечивающих человеку как субъекту труда успешность решения социальных задач в реальных условиях жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени с приемлемыми количественными и качественными характеристиками результативности.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Динамика умственной работоспособности. ч.2. психологические особенности 2-летних и 4-летних циклов / В.А. Толочек. // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 6. – С. 31-43
Приводятся результаты лонгитюдного исследования контроля умственной работоспособности (УРС) субъекта умственного труда на протяжении 34 лет. Выделяются закономерности УРС: существование не менее шести...
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследований феномена «профессиональная карьера», отраженного в трех его «измерениях» как автономных предметах - «темпоральных характери...
Обсуждаются особенности видения (социальных представления) людей (в том числе, обучающихся в вузе) о перспективах своей профессионально-трудовой жизни с 20 до 65 лет в ситуациях работы в России и за р...