АННОТАЦИЯ
Концепция саморазвития приобрела особую популярность в психологии личности во второй половине ХХ в. До настоящего времени она является одной из наиболее интересных и сложных для исследователей. Под саморазвитием понимают то, что люди в равной степени являются как продуктами, так и авторами (создателями) собственного развития. Основные положения психологии саморазвития личности в нашей стране были сформулированы С. Л. Рубинштейном в начале 20-х годов ХХ в. Можно выделить три наиболее интересных методологических подхода к изучению данного феномена. Первый представлен теориями самодетерминации (Э. Деси и Р. Райан). Второй основан на принципах синергетики (Г. Хакен). Третий подход связан с именами российских ученых. В рамках данного подхода личность рассматривается не как психическое «свойство», а как наивысший уровень психического развития (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, Б. Ф. Ломов и др.). В этом случае значимым фактором саморазвития личности становится рефлексивное мышление, которое рассматривается не только как логический, но и как логико-стохастический процесс.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. Исследование психологических механизмов саморазвития личности в рамках системного подхода / А.Н. Лебедев. В сборнике: Методология, теория, история психологии личности. – 2019. – С. 31-37