АННОТАЦИЯ
Основная цель настоящей работы - определить факторы, влияющие на эффективность использования подсказок в решении задач. Подсказкой мы называем релевантную основной задаче информацию, полученную в ходе решения побочной задачи. Мы предположили, что использование подсказки обеспечивается процессом связывания подсказки с релевантной ей предварительно решаемой задачей и способностью к такому связыванию, обеспечиваемой работой кристаллизованного интеллекта. Испытуемые решали задачу на составление слов в два этапа. В перерыве между этапами они решали побочную задачу лексического выбора на множестве слов с регистрацией движений глаз. В экспериментальной группе среди стимулов в побочной задаче встречались подсказки, в первой контрольной группе подсказки были заменены эквивалентными стимулами, а во второй контрольной группе отличалась задача на первом этапе, так что подсказки были релевантны только второму этапу решения основной задачи. В экспериментальной группе относительная длительность просмотра была больше для стимулов-подсказок, но длительность просмотра не была связана с использованием подсказки при повторном решении задачи. Кристаллизованный интеллект положительно коррелировал с количеством слов-подсказок, составленных на втором подходе к решению основной задачи, но не с длительностью просмотра подсказок. Корреляция числа составленных на втором этапе слов-подсказок была положительной также во второй контрольной группе. По результатам исследования временная динамика кодирования подсказок и роль кристаллизованного интеллекта в этом процессе ставятся под вопрос.
ЦИТАТА
Лаптева, Е.М. Разглядывать подсказки: всем ли это помогает? / Е.М. Лаптева, Н.М. Лаптева, Ю.А. Кожухова. В сборнике: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. – 2019. – С. 311-316