Психология развития в трудах Л. И. Анцыферовой: прогресс и регресс как закономерные процессы развития | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психология развития в трудах Л. И. Анцыферовой: прогресс и регресс как закономерные процессы развития

Сергиенко Е.А.
Психологический журнал ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2019
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 3
АННОТАЦИЯ
Показана современность и фундаментальность идей Л.И. Анцыферовой в разработке принципов психологии развития. Фокус статьи направлен на дискуссионные моменты принципа диахронии психического развития: соотношении и тесном взаимодействии процессов прогресса и регресса. Показано сосуществование процессов прогресса и регресса в раннем онтогенезе и проявления этих процессов во взрослом возрасте. Обсуждается концепция регрессии как обратимой дедифференциации, приводящей к увеличению в актуализируемом опыте низкодифференцированных систем Ю.И. Александрова и др. Выдвигаются аргументы, указывающие на необратимый характер развития, тесное взаимодействие регрессивных и прогрессивных процессов. Показаны различия между понятиями регрессия и регресс, а также изменений и развития, продемонстрированы возможности проявлений и регрессионных, и прогрессивных форм поведения как разноуровневых систем поведения. Обсуждается вопрос о переходных формах регресса и прогресса в развитии как антиципирующих феноменов при реорганизации поведения. Рассматриваются примеры диахронического развития: становление избирательного поведения у младенцев к разной визуальной информации как демонстрация прогрессивного и регрессивного развития; появление улыбки и смеха в онтогенезе вначале как “эндогенных”, а затем - как социально детерминированных форм поведения и возможность неуместных улыбки и смеха как “разрядки” напряжения у взрослых. Сосуществование “инфантильных” и “зрелых” защит (психологических защит и совладающего поведения) в условиях острого и повседневного стресса также указывает на возможность одновременного участия прогрессивных и регрессивных процессов в регуляции поведения. Представление о доминировании регрессионных процессов в пожилом и старческом возрасте существенно изменяется в рамках разработки проблем благополучного старения, где возможна успешная компенсация потерь при актуализации психологических ресурсов человека, что носит ярко индивидуальный характер. Приведенный анализ показывает современность и опережающий характер научных идей Л.И. Анцыферовой.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Психология развития в трудах Л. И. Анцыферовой: прогресс и регресс как закономерные процессы развития / Е.А. Сергиенко. // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 5. – С. 5-14
АВТОРЫ

Сергиенко Елена Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

481
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2015 год

2017 год

2017 год