Динамика проблематики психологии развития в публикациях "Психологического журнала" | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Динамика проблематики психологии развития в публикациях "Психологического журнала"

Сергиенко Е.А.
Психологический журнал ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - разное
ГОД 2019
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Предложен анализ публикаций “Психологического журнала” за период с 2000 по 2017 гг., посвященных проблемам психологии развития. Проанализировано 123 статьи, в том числе: теоретико-методологические (28 статей), экспериментальные (86 статьей) и методические (9 статей). Задачей исследования являлось отслеживание тенденций научных поисков, представленных в публикациях за рассматриваемый период. Показано, что в теоретических, эмпирических и методических научных трудах отражены изменения, произошедшие в психологии развития в последние два десятилетия. В частности, в публикациях произошло расширение поля психологии развития за счет появления новых областей исследований (пренатальная психология, геронтопсихология, акмеология), состоялся пересмотр устоявшихся понятий (одаренности, индивидуальных ментальных ресурсов, структуры сознания, его генеза, исполнительных функций), разработаны новые понятия — модель психического, контроль поведения, жизнеспособность. Произошло значительное углубление понимания психического развития, продемонстрировано новое понимание условий развития речи и ее связи с навыками чтения, развития математических способностей, серьезную эмпирическую разработку получила проблема регуляции и саморегуляции психического развития. Фокус исследований в психологии развития переместился на внутренние ресурсы, обуславливающие становление саморегуляции в онтогенезе человека. Общей характеристикой работ рассматриваемого периода следует считать переход от поиска универсальных закономерностей к изучению их индивидуальной представленности и выраженности, уникальности психического развития, саморазвития и самодетерминации. При этом развитие человека как субъекта с его максимальной уникальностью и индивидуальностью становится направляющей, которая задает координаты и будущее психологии развития. В целом, проведенный анализ свидетельствует о значительных изменениях в психологии развития, отражающих новый этап развития науки, с характерной для нее мультидисциплинарностью, полипарадигмальностью и транспарадигмальностью, что делает ее все более открытой научной областью психологического знания.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Динамика проблематики психологии развития в публикациях "Психологического журнала" / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 3. – С. 5-21
АВТОРЫ

Сергиенко Елена Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

504
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2013 год

2005 год

2008 год