Рассмотрено соотношение действительного и возможного в исследованиях понимания. Выделено четыре способа научного анализа, применяя которые психологи должны рассматривать соотношение действительного и возможного при исследовании понимания. Психология понимания описывается как такая интерпретация действительного, которая включает в себя прогнозирование возможного. Рассматривается фундаментальная проблема барьеров, фильтров: все ли потенциально возможное и понимаемое является социально и морально допустимым? Для ее решения необходимо провести исследования в нескольких направлениях: во-первых, проанализировать должное, с которым всегда соотносится понимаемое, как социальные и моральные критерии принятия или отвержения возможных альтернатив; во-вторых, ответить на вопрос о том, как и в какой степени для понимания необходимо осознавать альтернативы понимаемого; в-третьих, уяснить, всегда ли понимающий субъект осуществляет выбор из осознаваемых альтернатив.
Понимание описано как феномен, сущность которого включает не только разнообразные варианты интерпретации понимаемого действительного, но и прогнозирование того, что только потенциально возможно. Описа...
Исследовано соотношение действительного и возможного в психологии. Психология возможного описана как новое перспективное направление исследований понимания субъектом мира человека. Возможное проанализ...
В статье впервые проанализирована новая психологическая проблема - понимание субъектом событий и ситуаций, которые можно характеризовать как невозможные и немыслимые. Проблема решается с позиций психо...
Описана эволюция научных представлений о детерминизме: от попыток ученых найти общие закономерности детерминации, применимые для выявления причин и следствий поведения природных объектов и человека в ...