Новые тенденции в исследовании психологии духовности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Новые тенденции в исследовании психологии духовности PDF

Знаков Виктор Владимирович
Вопросы психологии ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2018
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 9
АННОТАЦИЯ
Представлен новый взгляд на духовность человека как трехкомпонентное психическое образование, имеющее метаперсональные, деятельностные и духовно-практические основания. Проанализированы нерелигиозные психологические стороны духовности, которые присущи всем людям, верующим и неверующим. На основании исследований по психологии духовности за последние два десятилетия сделан вывод, что в социогуманитарном познании интерес к этой проблеме растет. Приведены принципиально различные определения и описаны модели духовности. Обосновано, что духовность, самое человечное в человеке, отличающее его от остального живого, является комплексным и даже системным феноменом. Она целостностна, интегративна, и потому бессмысленно искать ее в отдельных компонентах психического: межличностном пространстве субъект-субъектных взаимодействий, деятельностных преобразованиях внутреннего мира человека или трансценденции. Парадоксальность этого феномена заключается в том, что ни деятельность, ни межперсональность, ни трансценденция это еще не духовность. Каждая из них становится составляющей духовности только во взаимодействии с другими, когда они образуют такое единое целое, которое отлично от содержания названных компонентов психики субъекта, анализируемых в контекстах иных психологических исследований. В современной психологии развивается теоретическое и концептуальное представление о метаперсональной самоинтерпретации субъекта. Она определяется как идентичность, выходящая за пределы индивидуального Я и охватывающая более широкие аспекты бытия, такие как человечество, жизнь, психика или космос. При метаперсональной самоинтерпретации субъект ощущает свою неразрывную связь со всем человечеством и осознает себя частью природного и социального мира. С этой точки зрения психологи ищут истоки формирования духовности не только во внутреннем мире человека, но и в пространстве межсубъектных взаимодействий, на стыке разных ценностно-смысловых позиций общающихся людей. Для формирования и развития духовности помимо выхода в пространство межсубъектных взаимодействий, а также обращения к трансцендентному нужна теоретическая и практическая деятельность. Посредством деятельности субъект выявляет глубинные сущностные свойства объектов и предметов, освобождаясь от «вещного плена». В процессе деятельности, в частности эстетической, человек одухотворяет их и наделяет личностными смыслами и ценностями. Вследствие этого искусство является важнейшим способом как постижения человеческого бытия, так и порождения духовного Я преобразующего себя человека. Формирование духовности как углубления в себя, постижения сущности человека и человечества, а также направленности на выход за свои пределы, стремления к возвышенному требует от субъекта деятельности по самотрансформации. Такая самотрансформация происходит с помощью духовно-практического знания.
ЦИТАТА
Знаков, В.В. Новые тенденции в исследовании психологии духовности / В.В. Знаков. // Вопросы психологии. – 2018. – № 4. – С. 20-32
АВТОРЫ

Знаков Виктор Владимирович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

243
ПОНИМАНИЕ UNDERSTANDING СУБЪЕКТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2020 год

2020 год

2022 год