АННОТАЦИЯ
Представлены результаты эмпирического исследования имплицитных представлений современной российской молодежи о празднике. Эмпирическую выборку составили 100 студентов из Смоленска и Чебоксар (средний возраст 20,5 лет, 49 мужчин и 51 женщина), а также 20 преподавателей из Смоленска и Чебоксар (средний возраст 37 лет, 6 мужчин и 14 женщин). Путем сравнения с данными, полученными в предыдущих исследованиях, изучались изменения представлений современной молодежи о празднике за последние 10 лет. Использовалась авторская анкета открытого типа. Показано сохранение в молодежной среде позитивного отношения к празднику (лидировали ассоциации «радость», «веселье», «подарки» и т.п.). Любимым праздником остается Новый год, отчасти наследовавший символику запрещенного после революции Рождества («день чуда»). Показано, что День Победы и акция «Бессмертный полк» связаны с семейной историей и с субъективными переживаниями гордости за страну. Праздник День народного единства у молодежи ассоциируется с отдыхом и выходным, что пока не делает его праздником в полном смысле этого слова. Показано, что для нового поколения молодых людей День Октябрьской революции является забытым праздником. Сделан вывод об условиях сохранения в памяти молодых поколений прежних праздников. Праздники должны обеспечивать связь с семейной историей, историей народа и должны быть наполнены символическим смыслом, дающим связь с «высшими целями человеческого существования» (М.М. Бахтин).
ЦИТАТА
Воловикова, М.И. Праздники российской молодежи: социально-психологическое исследование / М.И. Воловикова. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 4 (12). – С. 31-42